О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Доктор педагогических наук Екатерина Александрова обратила
внимание на печальный факт: для многих детей процесс взросления
сопряжен со значительной потерей интереса к окружающей
действительности. Однако некоторые люди каким-то образом умудряются
сохранять в себе детскую живость восприятия, способность замечать в
жизни удивительные вещи. Можно ли поддержать это замечательное качество
педагогическими средствами?
Екатерина Александрова уверена, что с принятием новых стандартов
возможности для подобной работы существенно расширились. В чем же
состоят эти возможности и как их реализовать в школе? Об этом статья
Е.Александровой «Миры и
меры ребенка в образовании с позиции нового стандарта» («НАРОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2013 год).
Автор отмечает, что среди важных для детей образов мира есть и такой:
мир как совместность, событии?ность с другим. Как говорят сами ребята,
что-то яркое и новое в жизни появляется тогда, «когда я вместе с кем-то
над чем-то подумаю». Особенно значима для детей ситуация совместного
думанья с родителями. Причем в рейтинге степени значимости
взаимодействия с другими людьми ребята всех возрастов на первое место
ставят «родитель в ситуации дома», а на последнее – «родитель в
ситуации школы». Однако новый стандарт ориентирует школу именно на
развитие педагогическои? компетентности пап и мам, организацию
совместной деятельности учеников и родителей. И как показывает опыт,
подобная практика (например, в формате встреч, где взрослые и дети
учатся понимать смыслы слов, взглядов, жестов друг друга, обсуждать
происходящие в школе события) всегда ведет к улучшению отношений в
семье.
С начала 2000-х годов в некоторых западных странах для
организации сетевого онлайн-обучения стали активно применяться так
называемые педагогические сценарии. Наиболее известные описаны в статье
Е.Буденковой «Педагогический
сценарий как инструмент структуризации обучения в сети» («ШКОЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ», № 1 за 2013 год). К примеру,
компьютерно-опосредованный сценарий «График аргументации» включает в
себя пять этапов. На первом этапе – онлайн-тест, где ученики должны
сформулировать и аргументировать свою позицию по определенной проблеме.
Затем преподаватель с помощью специальной компьютерной методики
разделяет учеников по парам, в каждую из которых входят ребята с
полярными взглядами на проблему. Каждая точка зрения вместе с ее
аргументацией заносится в базу данных компьютерной программы. Далее в
ходе совместного обсуждения в парах вырабатывается общая позиция. На
основании этих данных программа генерирует диаграммы, отражающие
результаты индивидуальной и групповой работы. Полученный графический
материал помогает педагогу организовать общее обсуждение результатов и
структурировать знания по конкретной учебной теме. А на заключительной
стадии ребята выбирают один из вопросов онлайн-теста и пишут небольшое
эссе.
О том, как российские учителя воспринимают опыт зарубежных коллег,
более-менее известно. А что если посмотреть на наши школы глазами
западных педагогов? А.Бикеева в статье «Поразительные факты про
российскую школу, или «Просто поразилки» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»,
№ 2 за 2013 год) рассказывает о впечатлениях директора
американской школы, который в рамках совместного проекта неоднократно
приезжал вместе с учениками в одну из российских гимназий.
Что же его поразило? Например, обилие обязательных для изучения
предметов в старшей школе: «Как же ваши школьники справляются с такими
учебными нагрузками? Когда же они занимаются спортом, отдыхают,
зарабатывают свои собственные деньги?»
В школьной столовой удивило отсутствие выбора еды: «Здесь как будто
действует принцип “ешь, что дают, а то останешься голодным”. А если
человек, пришедший в вашу столовую, вегетарианец?» В свою очередь,
американские школьники просто шокировали работников столовой тем, что
заходили куда угодно. В любую зону столовой и, не спрашивая ни у кого,
брали всё, что видели, где бы это ни лежало.
Когда автор публикации в домашней обстановке (по условиям проекта гости
жили в семьях принимающей стороны) попыталась «осторожно обсудить этот
вопрос», американский директор заметил: «Если детей постоянно
заставлять спрашивать, что можно, а что нельзя, давая или не давая им
разрешения на элементарные вещи, то дети вырастут крайне зажатыми, они
сами не способны будут принять даже простых решений».