Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Третья тетрадь
Детный мир

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Черепанова Анна

Психолог по вызову...

Специалистов из школы увольняют, часы и помещения отбирают. А что взамен?

Задачка про школьных психологов: решать быстро, отложить на потом или все-таки задуматься? И потом: решать самим или позвать еще кого-то?
Площадкой для обсуждения возможностей оказания психологической поддержки школьникам стал «круглый стол», прошедший в начале февраля в центре «Перекресток» МГППУ.

Настоящие проблемы и ненастоящие решения

Технологии социально-психологичес­кой помощи подросткам есть, а вот как найти формы психологической работы в новых предлагаемых законом условиях?
Начали с того, что Олег Хухлаев, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ, напомнил: в российской психологии есть две беды: традиции и инновации.
Традиции, по которым осуществляется работа психолога в российской школе, известны. Во-первых, вся работа сводится к ряду отдельных действий и профилактических мероприятий. Но точечные касания и разовые акции – это не совсем то, что помогает человеку. Во-вторых, ребенок рассматривается как объект профилактических манипуляций, а не самостоятельный персонаж. В-третьих, отчетность ставится выше реальной эффективности, а саму эффективность отдельного мероприятия предпочитают не оценивать.
Оценка малых эффектов и оценка динамики – дела десятые. Не только в психологической помощи, но и во всей системе образования оценивание идет не по динамике показателей, а по результативности.
К примеру, школа снизила показатели по числу правонарушений вполовину, но ее не похвалят – осталась вторая половина хулиганов, результата нет! И вот парадокс: наиболее заинтересованы в профилактической работе школы, у которых и так «все хорошо». Учреждения с настоящими проблемами за помощью не обращаются.

В поисках практической пользы

Речь идет о программах профилактики по разным направлениям – ПАВ-зависимость (психоактивные вещества), включая курение, интернет-зависимость, рискованное сексуальное поведение, буллинг, суицидальное поведение. Кто скажет, что профилактика по этим направлениям не нужна? Но кто оплатит работу психологов? И какую линию готовы оплатить?
Профилактика может быть как общей, так и селективной, и по показаниям, но обычно годится общая: никого не выделять. Как правило, нужно комплексное воздействие, на некоторые встречи должны приходить не только дети, но и родители, и педагоги. Взрослые никогда не находят времени. И по факту: психологические результаты будут интересны школе только тогда, когда они будут привязаны к ее внешней оценке.
Итак: школа не получает деньги на специалиста, психологические исследования она будет заказывать и оплачивать по мере потребности в них.
Значит ли это, что психологам придется работать на тех же условиях, что и бизнес-психологам, когда самая бессодержательная услуга может оказаться успешнее всех?
Председатель Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, президент центра «Судебно-правовая реформа» Рустем Максудов жестко высказал свою позицию по поводу новых условий работы:
– Если что и убьет нашу сферу, так это переход к понятиям рынка. Я изучал социальную сферу в 18 странах, и везде отказались от товарно-денежных отношений в вопросах социальной помощи. Анализ ситуации, социальные проекты и программы – вот наши слова. Психологическая помощь, профилактика социальных болезней не могут и не должны продаваться. Если мы понимаем, что нельзя исправить ребенка к указанному сроку, то адекватно отвечаем на такой запрос от школы. Ребенок – не вещь.
Между тем психологическая помощь востребована школой в случаях явного пожара – при полном небрежении к профилактической работе. Например, ребенок два года не был в школе – как приглашенному психологу добиться за две недели нужного эффекта?
…В самом деле, ходит психолог по школе, есть кабинет с табличкой – считай, профилактика идет. Вот он выступает в роли посредника в тяжких переговорах между школой и семьей по поводу трудного ученика – работа идет. Пусть с неизвестным результатом, а то и с отрицательным – но присутствие и участие психолога само по себе ценно. Ведь ясно: с кем работают, с кем разговаривают, кому помогают, тот и раскрывается.
Но это вроде не результат. На это – на аккуратную и поступательную работу, на тонкую диагностику – денег жалко. Специалистов из школы увольняют, часы и помещения отбирают.
А что взамен? Психолог по вызову? Но пока нет никаких баз данных по школьным психологам района, нет ассоциаций, нет механизмов их подключения к работе школы…

Рейтинг@Mail.ru