Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Третья тетрадь
Детный мир

СТИЛЬ И УКЛАД


Шустова Инна

Главное правило для дома и для школы.

Из работ участников проекта

В этом году на заключительном этапе своего дня четвероклассники, прожившие несколько часов в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, открытости, обсуждали в?группах ценности своего дома.


Под домом понималась семья, тот близкий для ребенка мир, который его окружает, и школа как наш общий дом. Сначала каждый описывал свой дом: на крыше – главное правило жизни в доме, в основании (фундаменте) – ключевая ценность, кирпичики – составные элементы.
В качестве главного правила большинство назвали Уважение. Чуть реже встречались (по убыванию) Помощь, Поддержка, Забота, Любовь, Взаимопонимание, Честность, Дружба, Доброта, Справедливость.
Крыши некоторых домов украшали правила для себя: слушаться маму и папу; отвечать за себя, свои дела; быть рядом с близкими в радости и горе; быть верными друг другу; иметь общие правила и нормы.
Важно, что лейтмотивом было обозначение семьи как целостной общности детей и взрослых, опирающейся на любовь и заботу, умение сопереживать.
Эта же картина проявляется и в кирпичиках: «Дом – это место, где Я и моя семья можем вспомнить много хорошего. Когда я прихожу домой, я чувствую любовь». «Наш дом – это общие радости и переживания, то, что мы делаем вместе своими руками. Для семьи очень важны общие дела и праздники».
Удивительна глубина суждений ребят, их умение выделить главное, существенное для жизни в семье. Фундаменты и кирпичики, из которых школьники возводили свои дома, в большинстве своем затрагивают человеческие ценности, лишь малая часть детей сделали основной акцент на комфорте, чистоте и порядке в доме.
За индивидуальной работой участников следовала общая работа в группах, где каждый (по желанию!) говорил о своем доме, затем разговор переходил на школу: «Может ли школа быть нашим домом?», «Какая она, “школа – дом”?»
Ребята были активными, открыто высказывали свое мнение. В обсуждении вставали вопросы: чем отличаются и что есть общего у «школы – дома» и «дома?– семьи»? могут ли в школе быть такие же отношения? может ли в школе быть настоящая любовь? Четвероклассники удивили взрослых, сказав, что главное в доме – это ответственность каждого.
По результатам обсуждения каждая малая группа делала свой проект «Школа – наш дом» по той же модели: крыша, кирпичики, фундамент. И вот что поставили ребята во главу угла и что заложили в фундамент школьного здания.

Дом – 1. Правило: Один за всех, все за одного! Соблюдать уют! Фундамент: Уважение.

Дом – 2. Правило: Уважай других – будут уважать тебя! Фундамент: Любовь + развитие.

Дом – 3. Правило: Всегда помогать и уважать друг друга! Фундамент: Дружба.

Дом – 4. Правило: Уважение Я другого. Фундамент: Осознание и осмысление происходящего вокруг: в классе, в школе, в мире.

TopList