Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Первая тетрадь
Политика образования

Цирульников Анатолий

Подозреваемый, обвиняемый, виновный

Первые последствия нового образовательного законодательства: о детях заговорили с прокурорским акцентом

На сайте Министерства образования и науки РФ в конце декабря был вывешен проект приказа под названием «Об утверждении Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности». Документ вызвал бурную общественную дискуссию и резкую критику части экспертного сообщества. На днях стало известно, что министерство намерено снять приказ. Снимут или нет, пока неизвестно. Но само появление подобного документа, на наш взгляд, весьма симптоматично...

Вот стиль этого документа, адресованного учащимся, начиная с десятилетнего возраста (после окончания начальной школы).

«…Комиссия принимает решение о возбуждении дисциплинарного производства», «…обязана затребовать от подозреваемого…», «…учащийся, обвиненный…», «…с учетом тяжести дисциплинарного проступка…», «…в случае признания виновным…»

Что это напоминает? Тут гадать нечего. Документ как будто списан со знаменитого сталинского постановления ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года, которое называлось «О начальной и средней школе». В нем разъяснялось: «Укрепить руководство, взять под непосредственное наблюдение…»; «Твердые расписания, режим…»; «Исключать из школы без права поступления сроком от одного до трех лет».
Историки педагогики знают, что именно с этого постановления начался крутой поворот от «глупых», как выразился вождь, экспериментов 20-х годов к учебной дисциплинарной школе 30-х. Через год были введены «усовершенствованные программы», строгое предметное обучение, вернулись отметки, начались чистки учащихся по классовому признаку. В 1936-м, опережая погромы в биологии и физиологии, вышло постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». С середины 30-х объявляются вне закона педологи и педология – «лженаука» о каких-то законах развития детей и подростков. 20 апреля 1937 года подводится черта. Постановлением «О преобразовании так называемых образцовых и опытно-показательных школ в нормальные…» ликвидируются последние опытные станции Наркомпроса, то, что сегодня еще можно назвать вариативностью в образовании, авторскими школами, инновациями…Таким образом, школы будущего были уничтожены.

Спустя век

Проект министерского приказа–2013 «Об утверждении Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности» активно обсуждается в интернете. Не стану приводить мнения тех, кто при слове «сталинский» испытывает злорадство и радость. Пожалеем их, это следы тяжелой травмы, которую нужно долго и серьезно лечить, иначе она воспроизводится опять и опять в новых поколениях.

– Это даже не мракобесие, это гораздо хуже, опаснее и страшнее. Уже в школе маленькому человеку и всему обществу покажут, как легко стать обвиняемым без суда и следствия.

– В школу сходите, учителем поработайте или уборщицей, а потом пишите про маленьких беззащитных деток… На малолетних УК не распространяется, а так хоть дисциплинарная ответственность появится.

– Насчет 37-го, наверное, вряд ли получится, но то, что гайки ПЫТАЮТСЯ закрутить, это очевидно. Наказывать и по­ощрять, наверное, все же нужно, но то, что они, вместо того чтобы заниматься улучшением школ, дорог, больниц, пытаются припугнуть народ и теперь даже детей – показатель того, что сами они напуганы…

– Мне довелось слышать, с какой обидой и с каким раздражением говорит бывший (хороший) учитель: «В школу не вернусь» – и приказ мне понравился. Наконец-то малолетнее хулиганье и двоечников будут исключать из школы, а не снабжать их липовыми аттестатами…

– Если бы хулиганье и двоечников! Будут расправляться с неугодными…

Позволю себе прервать дискуссию и задать самому себе несколько вопросов. Школа – всегда сколок общества, так что этот разговор, вы же слышите, не о школе только. Но все же, если встать на точку зрения учителя, что делать с этим хулиганьем и двоечниками, надо же их как-то обуздать, дисциплинировать? Построить перед ними стенку требований? Или…


Разрушение стены

Вспоминаю одну, как их называли раньше, колонию для малолеток, а теперь – «специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для подростков с девиантным поведением». В 60-е годы, в оттепель, их передали Минпросу со всей тюремной атрибутикой. Во многих местах так и осталось по сей день. В Шексне Вологодской области в 80-е годы тоже был трехметровый забор, сверху – рабица. Кругом стадиона – решетка. Пятьдесят человек служба охраны. И все равно воспитанники сбегали. Во времена перестройки забор снесли, а вместо надзирателей пригласили психологов. Развалили, короче, «берлинскую стену». «А что дает разрушение стены?» – спросил я тогда здешнего начальника по безопасности. «Доверие, – ответил он. – Мы людям доверяем…»
Снесли стену – и прекратились побеги.
Ну да, в этом учреждении для детей от девяти до пятнадцати, попадающих сюда обыкновенно за кражи, бродяжничество, грабежи, случайные убийства, изуродованных собственными родителями (истории детских судеб не для слабонервных), что-то такое делают необыкновенное – чтобы такой вот человечек тихонько распрямился и написал: Белые подснежники / Распустились вновь. / Отвечай, природа, / На мою любовь...

Режим дня там выдерживается строго. Но в летние каникулы те, кто не уходит домой, уезжают на остров и разбивают палаточный лагерь. Пацаны такого в жизни не видели. Во сколько же раз в этом пенитенциарном заведении больше нормальной педагогики, чем в обычной школе?
Мне скажут: ну что вы сравниваете, у нас же обыкновенные учителя, преподаватели.
Что ж, может быть, в школе и преподаватель, если рядом находится педагог.


Выступить вместе

Возвращаясь к приказу–2013.
Будет он подписан или нет, покажет время. Но беда в том, что не один он такой – это уже тенденция.
На днях министр регионального развития И.Слюняев предложил на заседании правительства вернуть в школу начальную военную подготовку и другой положительный опыт советских времен, который позволит развить патриотизм.
Пренебрежительное отношение к правам и достоинству человека, по-видимому, считается сегодня в верхах нормой. Мин­обрнауки РФ подготовлен проект закона о тестировании учащихся на употребление наркотиков. Предполагается, что в случае положительных результатов школьник или студент будет отправлен для оказания медицинской помощи в наркологический диспансер.
Даже в Государственной Думе озадачены данной постановкой дела, в Комитете по охране здоровья заметили, что такая формулировка предусматривает ущемление прав человека и ее надо скорректировать. На что представитель Минобрнауки заверил депутатов, что никаких прав человека не ущемят, юных наркоманов будут направлять на лечение при наличии письменного согласия. А единоросс Н.Герасименко высказался за ужесточение процедуры. Проверки, заявил он, должны быть внезапными, чтобы учащиеся не могли скрыть употребление наркотиков путем временного воздержания…

«Странноватый закон против жертв дистрибьюторов наркотиков. Детей-подростков репрессируют, а о мафии пишут, что очередная разборка кончилась очередной дележкой рынка», – размышляет в интернете читатель о последних министерских инициативах.
Жестокость, агрессия, профессиональная беспомощность депутатов и министров...
Что же делать тем, кто связан с детством и образованием?
Не оставлять попыток разрушить стену между собой и детьми.

Рейтинг@Mail.ru