Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ХОРОШИЕ ПРЕДНОВОГОДНИЕ НОВОСТИ


Чканикова Александра

PIRLS, TIMSS: российские школьники попали в десятку!

Мы уже там, где вольготно разлеглись «тихоокеанские тигры»: Сингапур, Гонконг, Корея, Япония!

Как говорится, если бы не было статистики, мы никогда бы не узнали, как хорошо работаем! И вот в преддверии Нового года – узнали!
В «РИА Новости» были озвучены результаты, которые показали российские школьники на международных мониторингах прошлого года. По математике (TIMSS-2011) наши учащиеся 4 класса десятые, а учащиеся 8 класса шестые – из 65 стран. По чтению и пониманию текста (PIRLS-2011) наши учащиеся 4 класса вторые из 49 стран. По такому случаю министр Дмитрий Ливанов публично откупорил бутылку шампанского.

 Самое приятное

Основным докладчиком по результатам мониторингов выступила Галина Сергеевна Ковалева, директор Центра оценки качества образования РАО, руководитель национальной команды международных исследований PIRLS и TIMSS в 2011 году:
– Во-первых, российские школьники 10 лет демонстрируют высокие результаты, начиная с первого года участия в мониторинге. Мы стабильно выше международного среднего уровня. Во-вторых, российские выпускники начальной школы подтвердили статус мировых лидеров по чтению и пониманию текста. Но самое главное – в этом году Россия продемонстрировала существенный подъем в уровне подготовки восьмиклассников по математике и естественным наукам. Здесь хоть мы и не в лидерах, зато показали максимальный прирост.
Итак, мы лидеры по чтению. Правда, не мы одни на вершине: вместе с нами Гонконг, Финляндия, Сингапур – с практически одинаковыми результатами. Главный рывок Россия сделала не теперь, а в 2006 году. В 2011-м закрепили результаты.
Любопытно, что при общей тенденции к сокращению разрыва между мальчиками и девочками в России этот разрыв, наоборот, увеличился в пользу девочек. Намечается первая практическая задача: в дальнейшем думать, как приобщать мальчишек к чтению.
Галина Ковалева назвала тексты, которые читали четвероклассники: рассказ Дерека Мансона «Пирог для врага» – художественный; «Загадка гигантского зуба» – информационный текст о динозаврах. И информационные, и художественные тексты наши дети понимают хорошо; мы стали лучше интегрировать информацию, понимать основную идею текста, смелее высказывать свою точку зрения.

Статья опубликована при поддержке компании "Евина-Декор". Компания предлагает Вам услуги по изготовлению и реставрации лепнины, установке фасадной и интерьерной лепнины. Высококачественная лепнина из гипса для фасадов и интерьеров, услуга изготовления лепнины по индивидуальному проекту, гарантия качества, доступные цены. Узнать подробную информацию о компании, посмотреть каталог лепнины, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.evina.ru/s_restavraciya_lepnini.php.

По математике и естественным наукам Россия имеет высокие результаты, хотя и не в первой пятерке. Лидеры – снова Гонконг, Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Япония.
Мы уже привыкли к тому, что результат в средней школе неизбежно снижается, но по новым данным наметилась тенденция сохранения качества образования.

Кто герои дня?

По мнению вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова, ведущую роль сыграло введение ЕГЭ. Школа наконец-то стала ориентироваться на результаты:
– Введение ЕГЭ подстегнуло учеников к добросовестному труду, данные показывают, что введение национальных экзаменов во всех странах мира стабильно повышает качество образования. Это мировой тренд.
О том, что ЕГЭ – действенный рычаг для немотивированных детей, говорил и Дмитрий Ливанов:
– Количество часов на литературу с советских времен не изменилось, но снизилась мотивация к предмету. Почему? Потому что не надо сдавать ЕГЭ.
А вот Галина Ковалева говорила о ведущей роли семьи в развитии детей:
– Наши родители уникальны! Читают им книжки, рассказывают сказки, много общаются с ними, и это в первую очередь влияет на дальнейшие результаты. Дети готовы к обучению благодаря родителям, и статистические данные подтверждают: различие между детьми из семей с высокими и низкими образовательными ресурсами почти в 90 баллов! Конечно, мы не изменим экономического положения и культурного уровня всех семей, но школа должна выстроить компенсирующие условия именно для тех детей, которые не по своей вине составляют образовательный «хвост».
Кроме того, исследование выяснило: наивысшие результаты получают дети, которые любят предмет! Положительное отношение к учебе в целом и к предмету в частности – вот настоящий ключ к успеху. К несчастью, с четвертого по восьмой классы ученики теряют до тридцати процентов увлеченности. Например, признаются в любви к математике 56% четвероклассников и всего 25% восьмиклассников.
Но тогда героем дня становится учитель, который зародил и поддерживает интерес ребенка к предмету. И каждый учитель может повысить результат детей, если сделает урок творческим, ориентированным на потребности ребенка.

«Хвост» длинноват, 20% веса!

Данные мониторинга важны не только как линейка – кто ниже нас, кто выше по международному рейтингу. Сравнивать себя с Сингапуром проще, чем производить сопоставления внутри. Важно понять, каковы результаты в целом по стране – сколько лидеров, сколько отстающих?
Больше половины младших детей работают на высоком и высшем уровне. Они совершенно готовы к средней школе, готовы читать сложные тексты. По математике подготовленных детей – 48%, по естественным наукам – 52%. Но показан и очень низкий уровень: 7% детей могут вычитать только локальную информацию, по математике выполняют простейшие действия, знают кое-какие факты о природе.
В восьмом классе число отстающих детей увеличивается. Уже 17% детей показывают низкие результаты по математике. Объяснение можно найти, к примеру, в возрастных особенностях. В первом классе двойка – трагедия, в одиннадцатом – тоже чревата последствиями, а восьмой класс – время, когда оценки для ребенка роли не играют.
Виктор Болотов:
– Например, российская школьная сборная по математике отлично себя показывает на мероприятиях, но середняков надо долго подтягивать к этому уровню. Пора вытаскивать «хвост», который у нас больше, чем у многих других стран, около 20% вообще-то.
Серьезно: лучшие дети – космополиты, они могут где угодно жить и работать через двадцать лет, а формировать нашу страну кто будет? Стабильно отстающие?

Восточный экспресс

Еще данные. В начальной школе результаты если хороши, то во всех аспектах. В средней школе начинается разброд: тут хорошо, а тут ужасно. То есть по выделенным областям – трансляция данных; применение знаний в лабораторных условиях; применение знаний в незнакомых ситуациях (рассуждение) – именно в третьей наши результаты сильно западают.
Дмитрий Ливанов уверен:
– Результаты мониторинга должны находить отражение в наших программах. В традиции математического образования – конкурентное преимущество: с арифметикой и алгеброй все хорошо. А вот с анализом данных не очень, и этот факт должен учитываться при составлении программы.
Кем учитываться? Хоро­шо бы – учителем.
Что касается идей сверху, то Галина Ковалева рассказала о совместном проекте по образованию с Кореей (сейчас он в стадии обмена опытом). С одной стороны, в вопросах образования мы ментально близки к странам юго-восточной Азии, семьи сильно мотивированы на образование детей, а с другой – южнокорейская система образования категорически унифицирована, дети миллионеров учатся за одной партой и по одному учебнику с детьми дворников. У нас ситуация диаметрально противоположная.
По мнению Виктора Болотова, за гомогенностью в школах слепо гнаться не следует. Не в этом причина успеха:
– В Финляндии школы тоже гомогенны, как в Корее, но их ученики на международных олимпиадах не побеждают. Тут вопрос цели – чего мы хотим?
Министр образования Дмитрий Ливанов высказался четко:
– Работа, которая ведется сегодня, должна быть продолжена. Мы видим ее потенциал, собираемся участвовать в новых проектах. Надо учиться измерениям качества образования и анализу информации для управления системой образования. Плюс понимание мировых трендов развития образования всеми участниками образования.
Что ж, в новом Законе «Об образовании» теперь есть отдельная глава, посвященная внутренней и международной оценке качества образования. Правда, никто не написал главу о том, какой ценой можно добиваться успеха, а какой – ни в коем случае. Жертвы перегрузок, срывов и истерик, может, и победят где-то, но со временем все равно поспособствуют удлинению того «хвоста», который общество обречено тащить за собой.
И если уж ориентироваться на Восток, то стоит принять и восточную мудрость: одно рисовое зерно может перевесить чашу весов; один человек – сыграть большую роль в движении масс.
Примите как праздничный тост, дорогие читатели!
Ведь в следующем году нам раскроют данные по PISA-2012, исследование компетентности 15-летних школьников. И кто знает, будет ли повод выпить.

Рейтинг@Mail.ru