Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2012
Третья тетрадь
Детный мир

Чаплыгина Нина

Перед нами, за партами...

Школьная жизнь семиклассника в двух диалогах

Все люди неодинаковые. Дети тоже. Банальность, казалось бы. Но нам всегда хочется обобщить или предписать – по поводу ребенка особенно. В школе – тем более. Но куда важнее угадать склонности ребенка, поймать подходящий для него стиль общения, обучения.  Эти мысли пришли вслед за разговорами с детьми на каникулах. В свободной обстановке так легко говорится о школе. И так в общем-то основательно, что начинаешь сомневаться: а хорошо ли мы знаем тех, кто сидит перед нами за партами?


«Я не отличник, но почти»

Разговор с Юрой, 7 класс.

– Для чего ты ходишь в школу?
– В основном, чтобы учиться, но главное – общаться с друзьями. Чем дальше, тем в школе интереснее, с учителями отношения улучшаются. Не всегда хочется идти, но дома я не хотел бы учиться.
– В каком смысле – отношения с учителями улучшаются?
– Учителя разные, и ты уже научился их понимать, приспособился. У каждого свои требования, их надо понять, и все будет хорошо. Некоторые уроки очень важны: алгебра, английский, литература, язык. Хотя у меня не всегда лучшие оценки, не все получается, но я стремлюсь. Есть бессмысленные уроки – труд, здоровье, искусство. Нет смысла собираться для этих дел классами, я сам много мастерю, но что-то выпиливать на уроках труда – ужас. Другой учитель приходит и какую-то теорию нам говорит, уже седьмой урок, все балуются – «Здоровье» называется. А он, пока не проговорит свое, не остановится. Но это просто неизбежность, надо принять.
– Молодые учителя есть?
– Нет, чтобы совсем молодые, новые – нет. Есть обычные. Приходят, спрашивают, рассказывают. Никак к нам не относятся. Но вот по математике с учительницей повезло, она старенькая, только у нашего класса ведет. И мы ее очень интересуем, чувствуется. Она пока не добьется, не убедится, что до каждого дошло, не успокоится. Ругается часто. Но от души, чтобы к нам пробиться, чтобы у нас получилось. Ей это интересно – как мы знаем. Но она одна такая.
– Ты в обычной школе, дети сейчас какие, умные есть?
– Дети, мне кажется, могли бы быть умнее. Есть одноклассница, у которой все получается само собой, по всем предметам. А есть девочка, сильная только в одном деле, в математике. И есть парень, который не любит математику, балуется, но все может решить, если захочет. Еще есть липовая отличница, она ни в чем не сильна, но вовсю старается, пятерки выцарапывает, и ей ставят, хоть с натягом. И вот все они считаются умными, на олимпиады ездят.
– А что же остальные? Вот если умных в отдельные школы поместить, это к лучшему?
– Я думаю, обстановка в классе не изменится. Для некоторых даже улучшится, для ребят, которым умные мешают проявиться. Потому что учителя опираются на сильных, а мы только глазами стреляем, как они учатся. Но все-таки и ухудшится, потому что девочек в классе и так мало, в три раза меньше. Девочек постоянно куда-то переводят, в какие-то лучшие условия.
– Скажи, а в чем ты лучше всех?
– Наверное, ничего такого нет, где я специалист. Разве в музыкальной школе – там меня хвалят постоянно.
– А я слышала, ты хотел бросить музыку и пойти в бассейн.
– Ну, был момент. У нас в классе некоторые ходят в бассейн, и я захотел. Сходил, заболел. А музыкальную бросить как – я привык, столько лет уже, надо довести дело до конца, а то зря, получается, ходил.
– Ты подбираешь?
– Нет, учительница говорит, на слух играть не надо, я разучиваю произведения, многие очень красивые.
– Но все-таки было так, чтобы ты о каком-то деле сказал: «О, классно, это мое»?
– Счастливым когда себя чувствую? Да, знаю. Когда путешествую. Мне нравится ездить, настроение в дороге поднимается, жизнь сразу другая. Новое место – особое чувство. Потом это вспоминаешь. Бывает, неожиданно, в самые трудные моменты.

«Что там в школе – не для меня»

Разговор с Андреем, 7 класс.

– Как у тебя со школой?
– Я учусь во вторую смену, с утра успеваю сделать основное.
– Уроки?
– Нет, зачем. То, что мне надо. С утра сижу «Вконтакте», нахожу новые трюки для упражнений на турнике, смотрю уроки для начинающих, запоминаю, иду во двор повторять. Стритворкаут называется.
– Сам-один?
– Да, увидел случайно в интернете, мне понравилось, уже 5 месяцев занимаюсь.
– А учеба?
– Я смотрю «Живую математику», разбираюсь. У нас «Вконтакте» есть группа, мы ищем физические фокусы, обсуждаем, много находится интересного, если покопаться, есть необъяснимые вещи.
– А в школу-то ходишь?
– Говорю, во вторую смену, а с утра – мое время.
– Так ты в интернете сидишь, уроки не учишь, наверное, отметки плохие.
– Да не знаю… плохие. Но мне нравится делать то, что я понимаю, что вот это мне надо, интересно, а не что мне говорят. Когда, да что, да сколько. Мне так удобнее, не в школе.
– Ну а если в школе на физкультуре будет стритворкаут, а на физике опыты с батарейками, тебе было бы интереснее ходить в школу?
– Я не думаю, что в школе это надо. Нет, я бы не хотел, чтобы все делали то, что нравится мне. По команде. И мне бы сразу разонравилось.
– То есть ты как бы ведешь свое индивидуальное образование по своему плану, с расчетом времени. И что, в помощь тебе никто не нужен, кроме сообщества в Сети?
– Я стараюсь сам дойти до всего. У учителей есть другие дела.
– Но все-таки у учителя профессия такая – помогать искать способы мыслить, познавать, связывать одно с другим – через свой предмет. А так ты на поверхности чего-то нахватаешься…
– Ну, кроме школы есть места. Я хожу в кружок, там как раз думать учат.
– А что же школа – зря?
– Нет, почему, там многим даже нравится…

Рейтинг@Mail.ru