Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Кондаков Александр, Кириллова Светлана

«Наша задача – максимально подготовить ОУ к переходу на стандарт старшей школы»

На вопросы отвечает генеральный директор издательства «Просвещение», руководитель проекта по разработке ФГОС Александр Кондаков

Учебный год начинается в новых условиях: в России приступают к работе по стандартам средней школы и пытаются понять, каким в реальности будет стандарт третьей ступени. В сегодняшнем номере об этом размышляют руководитель группы разработчиков, независимый экономист и руководители образования. 

– Когда говорят о стандартах старшей школы, обычно задают вопрос: не слишком ли мы поторопились?

– Введение стандартов старшей школы, пожалуй, наиболее серьезное системное изменение в отечественном образовании за последние 80 лет. Не соглашусь с высказыванием, что со стандартом «поторопились». Изменения, которые происходили в системе российского образования за последние 10–15 лет, создали надежную ресурсную базу для перехода на новые стандарты. В отличие от многих других экспериментов в образовании у нас было семь лет, чтобы подготовиться к решению этой задачи. При разработке стандартов были учтены результаты экспериментов по новому содержанию образования, информатизации образования, профильному обучению. В рамках подготовки новых стандартов были разработаны, апробированы и введены модели и методики нормативного финансирования, новой системы оплаты труда. Серьезная основа для введения новых стандартов была создана в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», национальной инициативы «Наша новая школа», проекта «Модернизация региональных систем образования».

– Методики НПФ и новой системы оплаты труда прекрасно выглядят на бумаге. Однако работают они лишь в том случае, когда под них выделяют финансирование не ниже определенного уровня. Если, к примеру, стимулирующий фонд ОУ составляет не 35–30% , а 5% или 0,5% от ФОТ, методика не работает или работает в обратном направлении. Где гарантия, что под стандарты старшей школы будут выделяться необходимые средства?

– Это вопрос к федеральным органам исполнительной власти. Задача очень серьезная. Мы, как разработчики, готовим свои предложения по изменению норматива финансирования и модельные методики новой системы оплаты труда в соответствии с требованиями стандартов. Надеюсь, что этой осенью мы сможем приступить к их широкому обсуждению. Наша задача – максимально подготовить образовательные учреждения к переходу на стандарты старшей школы. Мы предложим регионам те модели, которые должны быть адаптированы к условиям и состоянию конкретного субъекта Федерации. Сколько в итоге будет этих моделей, как они будут использованы в конкретных школах, нельзя предсказать заранее.

– Кто будет разрабатывать эти модели?

– Во-первых, мы вместе с экономистами постараемся смоделировать максимальное количество ситуаций, дать варианты нормативного финансирования, исходя из потребностей различных учебных заведений.

Во-вторых, формируется пул директоров школ России порядка 100 человек, с которыми мы начнем отработку всех документов, обеспечивающих переход школ на обучение по новому стандарту.

– Из каких школ будут приглашаться директора-консультанты? Будут ли среди них директора школ-«золушек»: сельских и малокомплектных ОУ?

– Среди руководителей образовательных учреждений, с которыми мы работаем, есть директора лицеев и гимназий, городских и сельских, малокомплектных школ и образовательных центров. У нас обширная база: в ходе подготовки стандарта для начальной и основной школы мы изучали опыт 800 школ в разных уголках России: в Самарской области, в Республике Татарстан, в Перми, в Москве и в других субъектах Российской Федерации – особенно тех, кто разрабатывал собственные интересные модели обучения на старшей ступени. В регионах вскоре начнется работа по отбору образовательных учреждений, которые станут ресурсными центрами для подготовки перехода на стандарт старшей школы. Среди них будут представлены как городские, так и малокомплектные сельские школы.

– Если учителя, директора ОУ, руководители образования регионов и муниципалитетов захотят поучаствовать в обсуждении и предложить свой опыт?

– К декабрю мы планируем разработать пакет документов, с помощью которых субъекты РФ смогут организовать работу первых ресурсных центров для перехода на стандарт старшей ступени школы в 2013 году. Когда эти площадки заработают, вся информация станет доступна для педагогического сообщества. Мы как разработчики предоставим образовательным учреждениям и органам управления образованием возможность познакомиться с этими документами из первых рук. Первые материалы по обеспечению реализации стандарта старшей ступени появятся для обсуждения на сайте standart.edu.ru уже в начале сентября. Если кто-то захочет рассказать о своем опыте или предложить в качестве площадки свою школу – замечательно.

– С введением новых стандартов старшая школа станет дороже, хотя никто не подсчитал, насколько. Это налагает новые обязательства на руководителей регионов и министров образования. Они готовы отстаивать увеличение НПФ?

– Мы начнем этот разговор в сентябре. Те из руководителей образования субъектов Российской Федерации, с которыми мы уже говорили, высказали позитивную и заинтересованную позицию. Я планирую посетить пять субъектов Российской Федерации и встречаться с их руководителями для обсуждения этой проблемы.

– Критики стандарта уже подсчитали, что возможности регионов невелики и реально финансироваться будет самая дешевая модель старшей школы: универсальная. Как вы считаете, регионы предпочли бы ограничить количество моделей старшей школы?

– Напротив! В отличие от начальной и основной школы количество затребованных моделей старшей школы гораздо больше! Это могут быть школа при крупном вузе, школа технологического профиля и т.д. Например, недавно в Татарстане мы обсуждали модель фермерской школы. Если говорить о предпочтениях, то в крупных образовательных учреждениях востребована модель старшей школы, реализующая индивидуальные учебные планы. Ее мы будем в первую очередь отрабатывать с директорами. Есть еще две основные модели, каждая из которых имеет несколько вариантов: однопрофильная и многопрофильная школы. Хочу подчеркнуть, что слово «профиль» в данном случае не надо понимать как продолжение эксперимента по профильному обучению. Понятие профильности предполагает широкий спектр возможностей образовательного учреждения. Например, школа социально-экономического профиля сможет обеспечить подготовку по учебным планам, ориентированным на экономику, право или социологию, школа естественно-научного профиля подготовит старшеклассников к поступлению в медицинские вузы, на биологические и химические факультеты и т.д.

– Как только стандарты были утверждены Минюстом, в интернете начали появляться заявления: «Наш муниципалитет (регион, школа) готов перейти на этот стандарт хоть завтра!» Ваш комментарий?

– Люди, которые делают такие заявления, недостаточно глубоко понимают изменения, которые связаны с переходом на новые стандарты. Думаю, что они просто его не читали. Безответственно заявлять о том, что образовательное учреждение готово к переходу на стандарт старшей школы. Один пример: как можно говорить о переходе на новый стандарт, если не разработаны и не апробированы процедуры государственной итоговой аттестации и единого госэкзамена, которые должны быть созданы в соответствии с требованиями нового стандарта? Есть позиция министра образования и науки России: первые школы могут начать обучение по новому стандарту в пилотном режиме не раньше 1 сентября 2013 года. У нас есть двенадцать месяцев, чтобы взвесить все «за» и «против» и просчитать социальные, экономические и политические риски.

– Ваше мнение как разработчика: в чем главное препятствие для общероссийского перехода на стандарты старшей школы?

– Самый большой риск для введения стандартов старшей школы я вижу в устаревшей системе педагогического образования. Ее организаторы, как говорится, «страшно далеки от народа». И дело не в том, что у нас плохие химики или физики. Многие учителя не владеют современными образовательными технологиями, навыками формирования критического мышления, организации сотрудничества и т.п. Так что для меня главное не экономический или финансовый фактор, а проблема с кадрами.

Рейтинг@Mail.ru