Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

«Материальные стимулы и тщеславие не заставят работать качественнее»

Учительские размышления о смыслах и ценностях профессии

Вели-вели учителя по дорогам реформ, наконец он устал и остановился (хотя бы внутри себя). И что окрест? Ни направо, ни налево, ни вперед двинуться невозможно. Все дороги заколодило. Всюду посторонние педагогическому труду смыслы. А практикующему философу, каковым и является учитель, ежедневно предстающий перед сотней детей, двигаться без смыслов тяжело. О чем же он думает, вынужденно встав на перепутье?
Письма наших читателей подсказывают. И бывает так, что одно письмо дает ответ на вопросы, поставленные в другом…

«В кругах ГИА»

Письмо от Светланы Хатьковой, учителя из города Хвалынска Саратовской области:

– Школа не лес, но дров наломать можно. «Образование – это выбор обучающегося», – твердят нам авторы образовательной реформы. Да мы не против, пусть. Мы тоже за творчество, креативность, толерантность – и в целом за интеллигентность и нравственность в образовании! Против гнева, ненависти и унижения. Мы за созидание!

Но в реальности толерантный, креативный учитель ничего не добьется, он-то и будет врагом №1 для всех. Потому что надо гнать детей к результату, требовать, потрясать, заводиться. Пусть ненавидят, но учат же, учат, учат. Вот так бы и говорили все и всюду: товарищи, главное в школе – оценки детей, жмите, работайте, трудитесь. Но официально выставляются совсем другие ценности, и струны школьных отношений натянуты до предела: обстановка обучения должна быть комфортной, учитель – деликатным и творческим, но в круге ГИА и ЕГЭ это полная утопия.
И вот ты сидишь прикидываешь и не можешь самоопределиться: ты кто? Раб обстоятельств или самодостаточная личность?
Хотя бы через метафору. На ум приходит Конек-горбунок: он-то знал, как подготовиться к решению проблемы: «Велика беда, не спорю; / Но могу помочь я горю». И совершал невозможное. Нет сомнений, учитель должен быть одаренной личностью, иначе чем он будет одаривать детей? Только вот в реальности на вооружение нам лучше взять оптимизм горбунка: «Это – службишка, не служба; / Служба всё, брат, впереди!»
Потому что прежде всего учитель должен быть мужественным человеком. В современных условиях трудно воспротивиться навязываемому представлению о том, что материальные стимулы и тщеславие заставят учителя работать качественно. Нет. Только профессионализм и нравственность.
Но в растревоженной школе качественное обучение проблематично не только для учителя, но и для ученика. Учеба не волк, а кусается больно.
Этими реформами социальные аспекты школьной жизни вообще во внимание не берутся. А как оно происходит на самом деле? Какой ценой дается ученику подготовка к итоговой аттестации?
Ответы ищем и находим сами.
Цель реформы, как писал еще Сал­тыков-Щедрин, – градоначальническое единомыслие, насаждение наук. Средства – воспитывать указами начальства; увещевать быть твердыми и не взирать; просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития… «Когда грамотеи выкрикивали эти слова, народ снимал шапки, вздыхал и крестился. Народ, доведённый до вздыхания, – какого ещё идеала можно требовать!»
Бессмертная «История одного города». И вот так перечитаешь, улыбнешься, и жить легче.

«Все равно я вишню посажу»

Письмо Ираиды Зянтерековой из школы в деревне Малый Вениж, Удмуртия:

– Сколько разговоров начинается с «Будьте добры!» – …скажите, который час… прочтите, глаза у меня слабые… придите, беда у нас. И такая важная просьба ко всем педагогам: пожалуйста, будьте добры к нашим детям!

Но откуда берется настоящая, не показная доброта?
Я помню, во втором классе мы с отцом учили наизусть стихотворение Исаковского «В ясный полдень на исходе лета». Эти мысли старика о саженце вишни, которую он решил посадить у дороги на радость всем путникам, без особой надежды на их благодарность, – «и не надо, все равно я вишню посажу» – горячо отзывались во мне.
А чуть более десяти лет спустя, в начале 90-х, я переступила порог Маловенижской школы уже учителем начальных классов. Стихотворения «Вишня» к тому времени в программе уже не было, но образ вишни, посаженной у дороги, остался со мной.
Полюбить всех детей в классе, помочь стать лучше каждому, шалуну и послушному, сообразительному и тугодуму, ленивому и деятельному, – так сама природа одаривает всех одинаково, не спрашивая, заслужил ли человек летней прохлады или солнечного света.
Младший школьник знания воспринимает через учителя, и если ребенку нравится учиться, значит, ему нравится учитель. Что бы методисты и дидакты ни говорили о содержании образования, например, что это информация плюс деятельность, – а нет. Для маленького ученика содержанием образования является учитель, то, чем он наполнен в отношениях с детьми.
Интересом, радостью, справедливостью?
Дети порой проявляют импульсивность, случаются и недобрые порывы, эгоистические желания – но все это соприродно, естественно, поэтому учителю не противно смотреть даже на безобразно ведущего себя ребенка. Справедливая реакция та, которая не задевает его чувство собственного достоинства, но в то же время и не попустительская.
Детям очень трудно ориентироваться в нравственных вопросах еще и потому, что нам, взрослым, трудно дается и точная похвала, и точное порицание. Координаты, к сожалению, часто очень субъективные.
 Но что уж точно зависит от учителя, так это установление в детском коллективе духа взаимопонимания, дружбы, взаимопомощи. При каком условии получается? Когда мы верим и чувствуем: дети тоже нас облагораживают, питают, сохраняют. Каждый – как то вишневое деревце.
Мне очень интересно с ребятами, я люблю смотреть в их счастливые глаза.
И вот еще что. Когда в разговоре с учителями я заговариваю о стихотворении Исаковского, все его вспоминают, обычно рассказывают, при каких обстоятельствах учили, живы в памяти все подробности обстановки. А спросишь людей других профессий – нет, ничего не помнят «про какую-то вишню»...

Рейтинг@Mail.ru