Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Борисова Людмила

Трудный класс: начинаем с отношений!

Коммуникативные упражнения, которые помогают ребятам увидеть личный смысл в учебе и открыть в одноклассниках –товарищей

В каждой школе обязательно есть один-два класса, которые слывут у педагогов «трудными». Учить «трудный класс» так же нелегко, как и учиться в нем. Дети бесконечно выясняют отношения друг с другом и с учителями. Каждое замечание воспринимается как посягательство на свободу и требует достойного отпора. Класс из учебной группы превращается в поле битвы, пространство, наполненное агрессией, унижением. Мишель Силлам и Жак Левин – французские педагоги – в течение года пытались один такой трудный класс, состоящий из 12-летних подростков, превратить в сплоченную рабочую группу, где каждый чувствовал бы себя в безопасности, где происходил бы коллективный процесс обучения. 

Трудный класс как трудный ребенок

Основная идея заключалась в том, чтобы отнестись к разношерстной компании шумных подростков как к некой общности. Посмотреть на класс как на ученика, которого нужно учить, поддерживать, создавать условия для его развития. Педагоги выделили три основных вектора работы по развитию: умение взглянуть на ситуацию другими глазами, желание размышлять и разговаривать о серьезных проблемах, сознание права на высказывание.

Я и другие

Подросткам трудно общаться и сотрудничать еще и потому, что они не совсем понимают, что думают, чувствуют другие люди. Значит, взрослые должны помочь ребятам разобраться в сложностях человеческой натуры.
На классном часе или на уроке словесности пару раз в месяц проводится упражнение (продолжительность его – минут 15), помогающее ребенку встать на точку зрения другого человека, при этом он остается самим собой, сохраняет собственную индивидуальность. Так возникает «мы», некая общность людей, разных и близких. Так рождаются новые взаимоотношения ребенка с классом, новое понимание себя и группы.
Учитель предлагает тему, по его наблюдениям, актуальную: что может чувствовать кто-то другой, например, тот, над кем издеваются в классе? Что может чувствовать старик? Безграмотный? Ребята пытаются представить себя на месте заданного персонажа. Несколько минут тишины – возможность записать личное представление (два-три предложения, не больше) и сдать, не подписываясь, вопреки школьным обычаям. Написанное складывается в стопку, потом читается перед всеми.
Учителя не настаивают на какой-то определенной форме текста, можно писать от первого или от третьего лица, от себя или от вымышленного персонажа. Но педагог подсказывает (пишет поначалу на доске) фразы, с которых удобно начинать: «Я бы на его месте… я обычно в такой ситуации…»
Вот, например, что пишут ребята, представляя себя новичками, попавшими в класс: «Я бы на его месте нервничала, потому что боюсь новых людей, переживаю, что они обо мне подумают, что я им не понравлюсь». «Я в такой ситуации чувствую страх: в новой школе не знаю, где что находится, могу не найти нужный кабинет, попасть не туда».
Для учителей-предметников (их стали приглашать время от времени на такие мини-тренинги) стало сюрпризом, что ребята готовы обсуждать проблемы других людей, сочувствовать им. Что они сами переполнены страхами, тревогами. И могут выразить свои чувства. У педагогов появилось желание помочь этим детям, поддержать их.
Подростки, помимо того что учатся точнее воспринимать чувства, состояние другого человека, постепенно начинают доверять одноклассникам, неожиданно обнаруживают близких по духу людей буквально за соседней партой.

Философские беседы

Каждый подросток любит порассуждать на глобальные темы, поспорить со взрослыми. Ему хочется разобраться во взрослой жизни, в том, как строятся взаимоотношения во взрослом мире.
Это естественное стремление и решили использовать Мишель и Жак, приглашая ребят пару раз в месяц (можно использовать время классного часа, урока словесности, обществознания) на философские беседы. Всего 15 минут. 10 минут обсуждения по теме и 5 минут на обмен эмоциями (не примерно, а точно по часам). Четкие правила обеспечивают ощущение безопасности, комфорта.
Все садятся в круг – взрослый за пределами круга. Он наблюдатель и хранитель правил. Запрещено критиковать чужое высказывание. Право голоса имеет тот, у кого в руке микрофон (если есть договоренность о том, что беседа записывается, или если в классе много народу), любой другой символический предмет: указка, красная ручка учителя… Можно говорить – можно промолчать, но если хочешь высказаться, придется говорить понятно и громко. Учитель не повторит и не истолкует твои слова, как на уроке. Не бывает правильных и неправильных ответов. У философов много разных правильных ответов – у каждого свой.
В качестве темы – важное для многих слово, словосочетание. К примеру, «существование», «жизнь». После объявления темы минута тишины – возможность подумать. Педагог передает микрофон тому, кто готов начать. 9 минут дети говорят один за другим.

– Пока малыш в утробе матери, он еще не живет, появился – началась его жизнь. Его существование.
– Существовать могут и предметы, не только живые существа.
– Говорят: ты не существуешь для меня. Про того, кого не любят.
– Ты существуешь, если сердце бьется, если тело есть.
– Я существую. Живу. Все люди живут и деревья. Они дают нам возможность существовать.
– Если мы что-то видим, значит, это существует.
– Существовать – это когда старшеклассники не говорят: малыши, валите отсюда, поиграйте где-нибудь.
– Если нет документов – не существуешь.
– Если человек умер, но его кто-то помнит и любит, он существует.
– Если ты сам помнишь, значит, существуешь.
– Можно не знать своего имени и все равно существовать.

Очевидно, одни ребята прямо относятся к заданной теме. Кто-то продолжает или оспаривает одно из предыдущих высказываний – в тот момент, когда настала его очередь.
Педагог в завершение беседы каждый раз напоминает, что философствовать непросто. «Вы сказали много интересного и важного. Как вам кажется, как прошла беседа?»
На первых порах философы ведут себя не слишком благопристойно: перепалки, насмешки и даже драки. Постепенно, по мере роста интереса к диалогу, становится жалко терять время на пустяки.
Ребята оценивают состоявшийся разговор: «хорошо прошло; никто не смеялся; меня слушали; все были серьезны; не думал, что столько разного можно сказать про одно простое слово».
Важно помнить, что внешняя активность еще не показатель включенности в процесс. Один ребенок признался недавно, что больше всего в школе ему нравятся именно философские беседы, хотя за полгода он взял слово лишь однажды. Зато ему приятно было присутствовать при «умных разговорах», чувствовать себя серьезным человеком, сознавая, что так он выглядит и в глазах окружающих, воспринимая так же своих одноклассников.

Личный вклад

Принадлежность к группе – это сознание, что от твоего присутствия, твоего слова что-то меняется. Именно поэтому во время обсуждения какой-либо проблемы в классе ребенок берет слово. В школе принято предварительно поднимать руку.
Этот жест подростка означает, что он считает себя способным что-то внести в группу, считает, что его слова заслуживают общего внимания, что он находится здесь на законных основаниях. Позитивное отношение к сказанному – признание окружающими ценности ребенка и его присутствия в группе.
Поднять руку, чтобы взять слово, – это основа любой дальнейшей работы. Даже если потом ученик заявляет: «Я забыл, что хотел сказать».
Задача педагога – обеспечить каждому возможность высказаться. Сделать это непросто: бывают большие классы, много желающих выступить. А педагог все-таки стремится быть наблюдателем, а не дирижером.
При обсуждении различных проблем в классе (и на некоторых уроках, где не нужно торопиться выпалить правильный ответ) Мишель и Жан ввели систему номерков, как в гардеробе. Ребята, выслушав вопрос, если хотят высказаться, поднимают руку, получают номерки. Когда все желающие получили номерки, начинается разговор – подростки говорят, следуя очереди.
Такая система успокаивает, дает уверенность в том, что тебя обязательно выслушают. Не нужно никого перебивать – достаточно подождать.

…А к концу года ситуация в классе заметно изменилась, это отметили и учителя-предметники: атмосфера на уроках рабочая, меньше стало насмешек, больше улыбок. Реже пустые пререкания – чаще диалоги, по очереди и по делу. Хороший результат для нескольких месяцев работы и пары несложных, но продуманных упражнений.


Рабочая тетрадь для учителя

Анкета по работе с трудным классом

Трудный класс – тот, где не выстраивается отношений с?педагогом. Класс заставляет учителя усомниться в своих способностях. Учитель заставляет детей сомневаться в себе... Как вырваться из порочного круга? Попытаемся конкретизировать проблему.

Ответьте, пожалуйста, считаете ли вы себя сильным учителем, который может справиться с любым классом? Или вы тот, кому симпатизируют, но не стесняются, не сдерживают себя? 

__________________________________________________________________________________________

В каких классах вам трудно работать?
__________________________________________________________________________________________

Бывает ли, что с уже знакомым классом становится работать трудно? С чем это связано?

__________________________________________________________________________________________

Бывает ли так, что вам трудно с каким-то классом работать, а вашему коллеге нет? Почему, как вам кажется? 

__________________________________________________________________________________________

Бывает ли так, что в классе и в самом деле неудачно подобрались дети – они не могут учиться вместе. Каковы правила формирования класса? Могут ли быть другие формы учебных групп?

__________________________________________________________________________________________

Что думает о трудностях конкретного класса администрация? Коллеги? Роди­тели?

__________________________________________________________________________________________


Видите ли вы положительные стороны трудного класса?  

__________________________________________________________________________________________

Что обычно помогает изменить ситуацию: работа команды педагогов, изменение методики, наказания?

__________________________________________________________________________________________


Есть ли у вас практические советы для учителей, работающих в трудном классе?

__________________________________________________________________________________________


Чему стоило бы учить педагогов (социальная психология, групповая работа), чтобы они не чувствовали себя беспомощными перед трудными классами?

__________________________________________________________________________________________

Рейтинг@Mail.ru