Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО


Кириллова Светлана, Вавилова Анна

Могут ли взыскать со школы часть субсидии?

На вопросы отвечает заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования НИУ ВШЭ Анна ВАВИЛОВА

В прошлом номере мы рассказывали, как поступать ОУ, если учредитель выставляет нереальные показатели в задании. Большинство школ только первый год работают по заданию. Иногда педагогов предупреждают, что за невыполнение задания им придется расплачиваться рублем. Сегодня мы говорим о том, можно ли за плохую работу снять со школы субсидию.

– Порой администрация пугает учителей: если школа не выполнит задание учредителя, ей приостановят выплату субсидии. Такой вариант возможен?

– Бюджетный кодекс предусматривает две возможности: приостановление выплаты субсидии и сокращение объема субсидии. И то и другое не слишком удобно для системы образования: приостановить выплату или сократить объем субсидии можно лишь тогда, когда становится понятно, что школа не выполнила задание учредителя. Задание же выдается учредителем школе в декабре или январе предыдущего года, сроком на год, с корректировкой в начале сентября. И чаще всего только в начале следующего года учредитель получает результаты проверки выполнения задания. В этот момент все субсидии уже доведены до учреждения и приостанавливать либо сокращать просто нечего.
Напомню, что нигде в нормативных актах не сказано об ОБЯЗАННОСТИ учредителя приостановить или сократить субсидию, если задание недовыполнено. Напротив, везде говорится: «учредитель вправе». Это подразумевает совсем другое отношение.

– Но если учредитель изучит итоги учебного года и решит, что школа плохо сработала? Например, она не выполнила пункт задания «100%-я сдача ЕГЭ», о котором мы говорили в прошлом номере. Сможет ли он взыскать со школы часть субсидии?

– Только в одном случае: если в соглашение о доведении субсидии, заключенное между школой и учредителем, был включен особый пункт о порядке взыскания субсидии.
Поскольку большинство ОУ только первый год работают по заданию, не все педагоги знают, что субсидия доводится до школы на основании особого соглашения между учредителем и учреждением. Это соглашение разрабатывается учредителем и включает те условия, на которых он собирается доводить деньги до школы.
Соглашение заключается вместе с предоставлением задания и до доведения до школы субсидии (первой выплаты по графику). Обычно это делается в конце преды­дущего финансового года, хотя у нас нет четкой нормы – когда до учреждения должно быть доведено задание (и денежные средства на его выполнение).
В соглашении указываются размер субсидии, периодичность ее доведения до ОУ и права и обязанности сторон.
В этом документе может быть указано, что, если задание не выполняется, учредитель имеет право взыскать с учреждения уже доведенную субсидию. Важно отметить: взыскание субсидии с учреждения – это договорный инструмент. Его нет в Бюджетном кодексе. На основании Бюджетного кодекса учредитель может только приостановить субсидию или сократить ее. Остальное (в том числе возврат субсидии) следует из других нормативных актов или дополнительных соглашений. Учредитель сможет использовать свое право на взыскание субсидии со школы лишь в том случае, если муниципалитетом, в котором расположена школа, разработан порядок взыскания субсидии (для федеральных учреждений он разработан). Этот порядок должен быть вписан в соответствующее соглашение, заключенное между учредителем и школой.
Если же пункт о взыскании субсидии в соглашение не вписан или – другой вариант – он в соглашении есть, а порядок взыскания субсидии в муниципалитете не разработан, учителя могут спать спокойно: средства за невыполнение задания им возвращать не придется.

– Но значит, возможность возврата денег все-таки остается? Предположим, что учредитель недоволен школой и порядок взыскания субсидии с учреждения в муниципалитете разработан…

– Приостанавливать или взыскивать субсидию учредитель может лишь тогда, когда школа реально недовыполнила задание. Но, во-первых, это еще надо доказать. Если речь идет о некорректно сформулированных показателях качества, то это нелегко. Во-вторых, чтобы оформить возврат определенной суммы субсидии, надо убедительно перевести показатель качества образования в денежное выражение. Возвращаться или приостанавливаться в любом случае будет определенная сумма. Для ее рассчета требуется ответить на вопрос: какой процент задания по показателям качества школа не выполнила? В любом гражданско-правовом договоре, когда речь заходит о договорной работе, принято четко определять параметры качества работ и услуг, которые нам нужны. С количественными показателями в задании все просто: мы взяли норматив, умножили на число учеников в школе – и получили субсидию.
Рассмотрим пример с показателем «100%-я сдача ЕГЭ», включенным в задание. Проучены 100% детей, а ЕГЭ сдали только 95% из них. Вопрос: какой процент задания школа не выполнила? Пять процентов? Это слишком просто. Ведь дети, не сдавшие ЕГЭ, учились весь год наравне с одноклассниками, учителя тратили на них время и силы.
Здесь возможны разные варианты решения.
Учредитель может установить разную стоимость обучения ребенка по программе в зависимости от того, завершилось ли освоение этой программы успешной итоговой аттестацией или нет. В случае если программа была реализована полностью и квалифицированные учителя сделали для школьника все возможное (пусть даже он не сдал ЕГЭ), определенная доля задания учредителя, несомненно, выполнена: образовательная услуга была предоставлена. Другая возможность: стимулировать высокое качество образования в своем муниципалитете не через задание, а через общий для всех школ премиальный фонд.
Какой бы вариант ни выбрал учредитель, он должен сам, еще до выдачи задания, принять решение: по каким принципам он оценивает показатели качества в задании. Школа, естественно, должна быть с этими принципами ознакомлена.

– Как поступать школе, если учредитель выставляет требования к качеству образования, но не дает рекомендаций, как их измерять?

– Учредители далеко не всегда понимают, что мало включить в задание определенные требования к качеству образования. Для некоторых из них необходимо еще дать школе механизмы расчета. Возьмем часто включаемый в задание для ОУ показатель «удовлетворенность участников образовательного процесса». Удовлетворенность чем? На каком уровне? Какого числа людей? Для корректных подсчетов учредителю следует как минимум разработать для своих школ анкету с соответствующими вопросами и предложить рекомендации по проведению соцопроса. Одним словом, если показатель качества должен быть измерен самой школой, ей надо предложить механизм. Если этого не происходит, школа должна напомнить об этом учредителю.
В некоторых случаях учредителю нужно внимательнее относиться к формулировкам, которые он вписывает в задание. Мне приходилось видеть, как образовательные чиновники вносят в задание для ОУ пункт: «отсутствие удовлетворенных жалоб участников образовательного процесса». В принципе идея неплоха. Если родители имеют обоснованные жалобы на школу, которые необходимо удовлетворить, – о каком качестве образования идет речь? Но формулировка должна быть точной: «отсутствие обоснованных жалоб». Ведь родительская жалоба далеко не всегда бывает обоснованной. Если же школе спустили в задание показатель «отсутствие жалоб» – это стимулирует школьную администрацию ограничить свое общение с родителями. Потому что всякий раз при встрече с ними учитель или завуч будет напряженно размышлять: если я удовлетворю их просьбу (скажем, самую простую – перевести ребенка в класс к другому учителю), не получу ли я галочку в графе «жалобы»? Может быть, желание перейти к другому учителю – это скрытая жалоба?..
Итог: учредитель забыл вписать в задание всего лишь одно, уточняющее, слово, а школе стало значительно труднее работать!


Документы по теме

Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Статья 9.2. Бюджетное учреждение

3... Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации

Приказ от 29.10.2010 № 136н/526 об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением

…Показатели качества рекомендуется устанавливать:

– достижимыми в рамках деятельности всех соответствующих федеральных государственных учреждений, предоставляющих данную государственную услугу. При этом его достижение должно в большей степени зависеть от деятельности федерального государственного учреждения и в меньшей степени – от деятельности федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) или потребителей государственных услуг;

– исходя из возможности достижения целевого значения показателя качества в условиях финансового обеспечения выполнения государственного задания в пределах бюджетных ассигнований без выделения федеральному государственному учреждению дополнительного объема субсидии.

Не рекомендуется устанавливать показатели качества, создающие стимулы для осуществления федеральным государственным учреждением экономически неэффективных, социально неответственных действий, являющихся основанием для ухудшения положения потребителей государственной услуги, а также создающие у сотрудников федерального государственного учреждения «ложные стимулы» (например, ориентированных на достижение целей и задач «любой ценой», в том числе с помощью «приписок»…).

Рейтинг@Mail.ru