Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Кожурина Людмила

Дополнительное образование выходит из тени

Но одновременно перестает быть спасительной нишей для многих детей...

Кто возразит: навыки и компетенции, приобретаемые в подростковом возрасте, – самый весомый личный капитал человека. От того, как идет усвоение системы ценностей и ролей взрослого общества ребенком, зависит наше будущее. Дома, в школе, но и в клубах, центрах, секциях, кружках очень важна внешкольная социализация. Неформальное и дополнительное образование школьников, его структуру и потенциал исследует Елена ОМЕЛЬЧЕНКО, доктор социологических наук.

Выбор родителей: еще уроки

Усиливается конкуренция между учреждениями дополнительного образования как за финансовые ресурсы, так и за учеников. Но куда пойти ребенку, решают родители.

Елена Омельченко: «Основные изменения в этой сфере связаны с развитием коммерческих форм обучения. В вы­игрышной позиции оказываются направления профильного дополнительного образования, совпадающего с направлениями подготовки к экзаменам.

Внешкольное образование все больше выполняет функции базовой подготовки, компенсируя недостатки системы школьного образования. Секции и кружки помогают в предвузовской подготовке, выполняя функции репетиторов или даже курсов подготовки для поступления в вуз.
Зачастую тренеры по многим позициям – личные качества, эмоциональная компетентность, интеллектуальная культура – превосходят школьных учителей, и дети называют их главным источником знаний по предметам».
Однако сами дети ищут сферы, где есть возможность самостоятельного роста и развития, для них это более привлекательно. Например, существуют самодеятельные гаражные студии по автотехнике, клубы настольных игр. Это неформальные подростковые организации, тот же паркур, куда приходят по собственному интересу. В таких группах наблюдается отказ от тренерско-лидерского превосходства, это сообщество, где можно найти поддержку и получить помощь. Однако неформальные организации вызывают подозрение, они не могут получить помещение, и это их главная проблема.

Выбор системы образования: дайте результат

Развитие творческих способностей и интересов всех ребят, приходящих в кружки, оказывается, уже не представляется целью дополнительного образования для руководителей разного уровня.

Елена Омельченко: «Заботясь о своем имидже и высоких показателях, местные руководители осуществляют жесткий контроль над деятельностью, требуя результативности. Конфликт интересов: для администрации успешность связана с выполнением формальных требований и призовыми местами, а для преподавателей более важен социальный капитал коллектива. Победы планируют, от ребенка требуют, чтобы он поехал («мы тебе деньги даем») и обязательно первое место привез – но ведь так бывает не всегда, и дети страдают».

Таким образом, представления тренеров и специалистов о массовом приобщении детей к спорту, музыке, литературе на самом деле не поддерживаются, и многие открывают группы развития, чтобы сохранить интерес и мотивацию детей с невысокими шансами на победу.
Сама же структура дополнительного образования инертна, не готова оперативно меняться в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Вовсе не анализ ситуации (запросы детей, кадровые возможности, демография), а личные представления руководителей и устаревшие инструкции являются ключевым фактором в принятии решений по поводу закрытия кружка или секции. Например, существование кружка зависит от того, посещают ли его регулярно 15 человек. Остановить среди года, например, работу автомодельного кружка, потому что ходят 6–8 человек, – нормальная практика. Чтобы сохранить кружки, педагоги соединяют все, что могут: возрасты, профили. Футбольная команда из мальчиков и девочек; кружок психологии и интеллектуальных игр. Один человек ведет хор, вязание и баскетбол.
Еще препона: выросшие в кружке ребята хотели бы быть в группах, помогать тренеру, но они уже завершили школьное образование и находиться в кружке не могут.

Коммерция, которую никто не выбирал

О престижных дворцах творчества, куда со стороны ни за деньги, ни за выдающиеся способности не попадешь, не говорим. Элитарный сегмент. Но и в целом коммерциализация сферы дополнительного образования набирает обороты. Слово «бесплатные» в разговоре о кружках приходится брать в кавычки. Всюду требуется материальное вложение семей. Инструмент для занятий музыкой, профессиональная экипировка в спорте. Солидные расходы на рисующих детей. На танцующих. Даже для обучения изготовлению искусственных цветов – пожалуйте 300 рублей.
Педагоги, как выяснилось, в большинстве вкладывают личные средства в проведение занятий – еще сохранились люди, работающие в контексте личностного роста, а не достижений. Они добиваются грантов для учеников, вносят в списки спонсорской поддержки детей из бедных семей.
Тем не менее депривация детей из бедных семей существует, и некоторые руководители бесплатных кружков набирают детей, исходя из материальных возможностей родителей.

А что выбрали образовательные чиновники?

Ни анализа, ни грамотного сопровождения дополнительное образование не получает. Справочников нет. Специализированных журналов нет (хотя бы уровня советского «Сельского клуба»). Активные агенты – родители, жаждущие ранней профессионализации, и руководители, требующие побед. Задача личностного роста и удовлетворение потребности подростка в участии и психологической поддержке – в стороне. Конечно, жизнь из дополнительного образования еще не вся ушла. Но держится на честном слове.

Елена Омельченко: «Говорим о множественных компетенциях человека современного общества – меняться, оперативно включаться, общаться – а какие свойства операционализируем в детях? Одномерность. Подготовка к ЕГЭ и ранняя профориентация. Этот разрыв непонятен. Система сохраняет старую логику».

Рейтинг@Mail.ru