Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ


Смирнова Татьяна

Пишем программу для наших конкретных учеников

А началось все со школьного исследования «Мое здоровье»

Любая текущая ситуация: конфликт в классе, неспокойный ребенок, плохая успеваемость – требует внимания, размышлений, в идеале – исследования, когда удерживается все: и история вопроса, и гипотезы, и проверка, и выводы. И очень часто исследователем становится сам учитель.
Анкеты, срезы, рисунки, карты, интервью, ранжирование предпочтений – а потом выводы и рекомендации.
– Да лучше бы они ничего не делали, – говорят порой специалисты-социологи по поводу «кустарщины». Но если это и резонно, то с научных позиций. С позиций педагогических – нет. Детей опрашивают, с ними говорят, им дают тему, в которую они себя стараются вписать, – это только на пользу. Учителя слушают детей, читают, размышляют о них и о себе в заданном темой поле.
Например, дети выводят на первое место среди личных качеств честность, на второе – патриотизм… а законопослушность оказывается на десятом, последнем. Как это понимать? Что не так в нашей работе? Или в жизни?
Конечно, до науки, которая скажет «нерелевантно» и еще что-нибудь умное, частному исследованию далеко. В то же время от частного исследования, снизу, шаг к истине короче. Ведь оно реально помогает работать и решать проблемы здесь и сейчас. Оно и к наращиванию теоретической базы подталкивает.
Сегодня мы публикуем материалы исследований педагогов сельской школы.

Здоровье, труд и окружающие люди

Сельские дети одарены возможностью общаться с природой, они редко болеют, физически крепкие, большинство занимаются спортом. Казалось бы, сильная позиция развития. Но мы хотели придать ей осознанность, для этого все ученики 5–11 классов нашей школы в количестве 40 человек стали участниками исследования «Мое здоровье».
Сначала дети выбирали три «наиболее важные» и три «наименее важные» ценности из предлагаемого списка: материальные ценности, природа и животные, окружающие люди (друзья, счастье других людей), любовь (семейная жизнь), здоровье (физическое, психическое), труд (учеба, профессия, интересная работа), духовность (нравственность, саморазвитие).
Конечно, точный ранг того или иного отношения так просто определить нельзя, но если отношение к здоровью попадает в верхнюю тройку, у него высокая доминантность. Здоровье и оказалось в верхней строке у всех.
Но как они понимают «здоровье», «здоровый образ жизни»? Мы просили детей сделать рисунок, отражающий их представления о здоровом образе жизни. Изображали они преимущественно занятия спортом, рисовали плакаты против сигарет, наркотиков и алкоголя. Рисовали природу. Правильное питание. Доброжелательные отношения между людьми. Мир на Земле и даже деятельность системы здравоохранения.
Интересно, что у девочек понятие «здоровый образ жизни» ассоциируется с занятиями спортом, деятельностью системы здравоохранения, семьей, правильным питанием, а у юношей – с отрицанием вредных привычек и асоциальных явлений. То есть личная стратегия в этом вопросе просматривается у каждого.

«Чтобы быть в форме»

В этом наши дети видят смысл укрепления здоровья. Но настолько ли хорошо сформировано отношение к здоровью, чтобы человек был готов совершенствовать его по собственной инициативе?
Дети участвовали в опроснике «Мой образ жизни». И хотя все согласны, что здоровый образ жизни необходим, от него зависит качество жизни, среднее значение оценки собственного здорового поведения у нас оказалось всего 6,5 по десятибалльной шкале.
Согласуя эту цифру с их ответами на вопрос «что такое здоровый образ жизни?», можно увидеть, где проходят нарушения: жизнь без вредных привычек; ненанесение вреда своему здоровью; соблюдение правил личной гигиены; отсутствие в рационе питания вредных продуктов.
А вот побудить их изменить образ жизни к лучшему, оказывается, могла бы… влюбленность. На втором месте – пример авторитетного человека, а на последнем – лекции, книги, семинары.

А что важно для родителей?

Были опрошены и родители. Для всех важность здоровья на первом месте. Семья и дети также набрали по 100%. Материальное благополучие и хорошие друзья важны для половины респондентов. Любовь, личностный рост, карьера набирают по 33,3%. Здоровье своего ребенка они в среднем оценивают на 70 по стобалльной шкале.
Из вредных привычек детей 53% называют сквернословие; курение на втором месте, 33%. Склонности к алкоголю не замечают. Личный пример родителей считают лучшей гарантией от вредных привычек, а здоровье заболевшего ребенка пытаются восстановить собственными силами.
Примечательно сходство ответов детей и родителей, почти те же данные по количеству «знает, как надо, но не делает», 8%; сходные баллы дали качеству своего здоровья и дети, названы приблизительно те же ценностные приоритеты, похоже определены доступные способы здоровьесбережения: труд на дачном участке и семейный туризм.
И мы смогли не просто обсудить полученную информацию в коллективе, но и при участии родителей начали работать над Программой формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью. Именно – собственной программы для наших конкретных детей.

Рейтинг@Mail.ru