Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2012
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Не отмахивайтесь от детской любознательности

Она – не требование конкретного ответа, а приглашение к общению на небытовые темы

Дети очень быстро понимают, что есть неудобные вопросы, которые родителям лучше не задавать. И ладно бы это были вопросы нравственного и поведенческого характера, на которые «стыдно» отвечать, нет, очень часто неловкими оказываются познавательные вопросы.
Что такое интерференция? Сколько весит живая лошадь? Почему сода в уксусе шипит? Обычно вместо ответа ребенок получает наше смущенное недовольство: отстань, пойди открой энциклопедию. Благо ресурсов, на которых можно получить любой ответ на любой вопрос, предостаточно: интернет, говорящие карты и специализированные сайты, даже информационные службы – к примеру, дети звонят на радиостанцию и оставляют свои вопросы, на которые потом отвечают в прямом эфире ученые.
Но именно родителям такие вопросы неудобны. Возможно, они как бы намекают на наше несовершенство, ставят под угрозу родительскую альфа-позицию. Или раздражают тем, что побуждают к каким-то мыслям и поискам, которые не входят в наши планы.
Психологически объяснимо. С возрастом, уже к 25–30 годам, процесс активного познания у человека замедляется, и одна из причин – необходимость выбора какой-либо специализации, уход от широкого разброса интересов в сторону профессионализма. И если в детстве все увлекаются чем-то непрактичным, но заманчивым: астрономией, спелеологией, фокусами, играми – во взрослой жизни этому места не остается. Ничего лишнего! Познание ради самого познания исчезает, и вот классическая родительская отмазка: «Я в этом не специалист, я по другой части».
Действительно, информация, которая не позволяет решить бытовые проблемы или упрочить положение на службе, для нас не важна. И мало кто готов, к примеру, бескорыстно прочитать первый том «Истории государства Российского». А ради ребенка?
Ребенок тем и отличается от взрослого, что для него нет лишних, бесполезных знаний, нет «его» и «не его» зоны компетенции. Ему просто интересно. Спрашивая, он думает вслух и пробуждает в нас уснувшие навыки истинной любознательности, которая не несет в себе никакой практической цели.
Надо, надо разговаривать с ребенком. Не для точных знаний – «просто так», для разговора, для навыка диалога, удерживающего отвлеченную тему. Мяч в игре! – о чем-то вспомнить, что-то придумать, к чему-то вместе обратиться. Надо всего лишь поддержать, потому что начинает ребенок сам. И как же он разочарован, если ему не удается заинтересовать взрослых своими приглашениями к общению на небытовые темы.
…Порой нам кажется, что в отношениях с детьми все должно быть или на 100%, или не надо начинать. На самом деле нет. Невидные, какие-то очень простые и медленные события дают детям очень много сил.


Рейтинг@Mail.ru