Не отмахивайтесь от детской любознательности
Она – не требование конкретного ответа, а приглашение к общению на небытовые темы
Дети очень быстро понимают, что есть неудобные вопросы,
которые родителям лучше не задавать. И ладно бы это были вопросы
нравственного и поведенческого характера, на которые «стыдно» отвечать,
нет, очень часто неловкими оказываются познавательные вопросы.
Что такое интерференция? Сколько весит живая лошадь? Почему сода в
уксусе шипит? Обычно вместо ответа ребенок получает наше смущенное
недовольство: отстань, пойди открой энциклопедию. Благо ресурсов, на
которых можно получить любой ответ на любой вопрос, предостаточно:
интернет, говорящие карты и специализированные сайты, даже
информационные службы – к примеру, дети звонят на радиостанцию и
оставляют свои вопросы, на которые потом отвечают в прямом эфире ученые.
Но именно родителям такие вопросы неудобны. Возможно, они как бы
намекают на наше несовершенство, ставят под угрозу родительскую
альфа-позицию. Или раздражают тем, что побуждают к каким-то мыслям и
поискам, которые не входят в наши планы.
Психологически объяснимо. С возрастом, уже к 25–30 годам, процесс
активного познания у человека замедляется, и одна из причин –
необходимость выбора какой-либо специализации, уход от широкого
разброса интересов в сторону профессионализма. И если в детстве все
увлекаются чем-то непрактичным, но заманчивым: астрономией,
спелеологией, фокусами, играми – во взрослой жизни этому места не
остается. Ничего лишнего! Познание ради самого познания исчезает, и вот
классическая родительская отмазка: «Я в этом не специалист, я по другой
части».
Действительно, информация, которая не позволяет решить бытовые проблемы
или упрочить положение на службе, для нас не важна. И мало кто готов, к
примеру, бескорыстно прочитать первый том «Истории государства
Российского». А ради ребенка?
Ребенок тем и отличается от взрослого, что для него нет лишних,
бесполезных знаний, нет «его» и «не его» зоны компетенции. Ему просто
интересно. Спрашивая, он думает вслух и пробуждает в нас уснувшие
навыки истинной любознательности, которая не несет в себе никакой
практической цели.
Надо, надо разговаривать с ребенком. Не для точных знаний – «просто
так», для разговора, для навыка диалога, удерживающего отвлеченную
тему. Мяч в игре! – о чем-то вспомнить, что-то придумать, к чему-то
вместе обратиться. Надо всего лишь поддержать, потому что начинает
ребенок сам. И как же он разочарован, если ему не удается
заинтересовать взрослых своими приглашениями к общению на небытовые
темы.
…Порой нам кажется, что в отношениях с детьми все должно быть или на
100%, или не надо начинать. На самом деле нет. Невидные, какие-то очень
простые и медленные события дают детям очень много сил.