Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Квестор Ай Ти». В широкий спектр предложений web - студии «Квестор Ай Ти» входят услуги создания и продвижения сайтов в Санкт-Петербурге. Разработка сайта от компании «Квестор Ай Ти» - это возможность по выгодной цене заказать удобный и понятный для посетителя web – сайт, обладающий Вашим фирменным стилем, который позволит привлечь внимание потенциальных клиентов и решить другие требуемые бизнес - задачи. Увидеть примеры созданных интернет проектов и заказать разработку интернет - проекта онлайн можно на официальном сайте компании «Квестор Ай Ти», который располагается по адресу http://www.questor.ru/

Как научить детей умению контролировать и оценивать результаты собственной учебной деятельности? Помочь в этом может специальная технология, которая подробно описана в статье О.Романовой и Е.Пискунова «Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 12 за 2011 год).
В публикации представлена и диагностическая методика, позволяющая учителю оценить, в какой мере конкретный ученик овладел навыками самоконтроля. В основу диагностики положено несколько базовых процедур. Во-первых, после выполнения самостоя­тельной работы дети обмениваются тетрадями и прове­ряют работы друг у друга, исправ­ляя ошибки. Во-вторых, учитель, проверяя тетради, специально делает неправильное исправление, чтобы определить, заметит ли ученик ошибку педагога. Еще один диагностический ход:  отмечая упражнения, вы­полненные неверно, учитель не исправляет ошибку, а просто ставит на полях «галочку». Ученику же предлагается ответить на вопрос: «Что ты сделал неправильно?»

Название статьи специалистов Воронежского ИПКиПРО И.Дендебер и С.Дендебер говорит само за себя – «Учим школьников решать учебные задачи» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 6 за 2011 год). В материале акцентируется внимание педагогов на развитии умственных умений, важных для успешного решения задач. А также на необходимости педагогического сопровождения процесса адаптации  к работе с задачами нового типа.
С точки зрения авторов, подобная адаптация должна включать в себя ряд  этапов: предварительный этап; знакомство с задачей; анализ условия задачи; этап ориентации (выбор направления решения); принятие промежуточного решения; вывод конечного алгоритма.
Каждому этапу присуща своя специфика. Например, на первой, предварительной стадии важно привлечь внимание детей к новым знаниям. Эта цель может быть достигнута, в частности, во время эмоциональ­ной вводной беседы с элементами интриги.

Однажды учитель английского языка А.Бикеева оказалась в роли переводчицы на уроке математики, где присутствовал педагог из Великобритании. Все шло отлично: ребята  «щелкали» одну задачу за другой. Сначала – про бассейн с трубами. Затем более сложный вариант, где «водопроводчик перекрыл трубу, из которой вода выливалась, на два часа», и наконец – задачу про нефтяной танкер, потерпевший аварию (нужно было вычислить, сколько всего нефти вытекло в океан)…
А после урока состоялась неформальная беседа с иностранцем. Как выяснилось, британцу очень понравились наши школьники и учителя и очень не понравились задачи: «Во-первых, ситуация с бассейном абсолютно противоестественная: зачем одновременно напускать и выпускать воду? Во-вторых, что значит «пришел водопроводчик, перекрыл вытекающую воду на два часа, а потом она стала опять вытекать»? Либо водопроводчик – непрофессионал, либо вся система водоснабжения требует ремонта. И в-третьих, в задаче поставлены лишь второстепенные вопросы и отсутствуют главные, а именно: в чем слабость менеджмента руководителей бассейна? каков будет убыток от простоя (ремонта) бассейна? как отразится ситуация на зарплатах работников бассейна? кто должен платить за утечку воды, сколько это будет стоить?..»
Учитель попыталась возразить, что это «всего лишь урок математики для 10–11-летних детей и у нас нет задачи воспитать из них менеджеров». Но иностранец продолжал: «Тогда получается, что это не только урок математики, но еще и урок бесхозяйственности. Ситуация расточительности и халатности в задаче дается как обычная, стандартная. Таких ситуаций на производстве быть не должно. А если они случаются, то это – чрезвычайное происшествие, и нужно считать убытки и наказывать виновных. То же и с задачей про танкер с нефтью. Нельзя ситуацию с утечкой нефти в океан преподносить детям так, как будто ничего страшного не произошло. Надо прежде всего объяснить им, что это – экологическая катастрофа, имеющая серьезные последствия». И тогда учительница поняла, что действительно «мы и они мыслим и живем совсем по-разному». А недавно А.Бикеева решила проанализировать современные учебники: какие задачи решают школьники сегодня? Результаты этого анализа представлены в статье «Задачи по математике должны воспитывать и развивать» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 10 за 2011 год).

Рейтинг@Mail.ru