Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ КАК ВИТАМИН РОСТА


Витковский Анатолий

Мастерские... познания!

Это специально организованное образовательное пространство, где дети получают самостоятельный опыт расширения границ интересного

Возможно ли  организовать учебный процесс так,  чтобы знания и личностное развитие ребенка не находились в противоречии, а стимулировали друг друга? Чтобы побудительным мотивом ученика  был не страх получить плохую отметку, а удовольствие от самого процесса познания, предвкушение новых достижений, прояснение жизненной перспективы?
Как бы мы на эти вопросы ни отвечали, сбросить проблему
со счетов нам все равно не удастся – она основная. Другое дело, что?ее решение всегда находится в поле личных смыслов педагогов, а не привносится извне.
О своем опыте создания такой среды, в которой ребенок заинтересованно учится и ощутимо растет как личность, нам рассказали педагоги Китежской школы – это школа для ребят из сообщества приемных семей.
И хотя «Мастерские познания» – проект, вынесенный за рамки школьного расписания, это не умаляет его педагогической силы.

Общий план

Четыре раза в год в Китеже происходит нечто необычное. Улицы поселка заполняются группами учеников, состоящими из детей разного возраста, они передвигаются от одного дома к другому (учебные классы школы расположены в разных зданиях), некоторые группы при этом разделяются, другие сходятся вместе. В помещениях опять самоорганизуются, распределяются, встречаются с педагогами, идут к компьютерам, в библиотеку, просто сидят разговаривают. В общем, некое подобие научного городка. А что произошло? Открылись «Мастерские познания».
Это специально организованное образовательное пространство, где дети овладевают навыками познавательной деятельности – учатся ставить проблемные вопросы, находить источники недостающей для ответа информации, отделять главное от второстепенного, обобщать, делать выводы.
Формально – это движение по этапам в поисках ответа на поставленный вначале вопрос, а по сути – получение самостоятельного опыта расширения границ интересного.
Все начинается с вводной встречи, которая проводится накануне открытия мастерских. Детям объясняют смысл и правила предстоящей работы, представляют руководителей мастерских, выдают путевые листы, в которых ребята сами пропишут основные пункты своего маршрута.
Одна из главных задач – научить ставить проблемные вопросы. Например, детям предлагается сформулировать вопрос, на который они не могут сразу дать ответ. Или вопрос, ответ на который неизвестно как искать. Или вопрос, который когда-то возникал, но так и остался без ответа. Их собирают, затем ведущие перечисляют признаки этих вопросов, чтобы стало ясно, какие вопросы действительно содержат проблему, а какие нет. На вводной встрече также происходит формирование разновозрастных групп.


Создание вопроса как проблема

В день открытия мастерских каждая группа придумывает свой вопрос, ответ на который предстоит искать в течение всего времени работы мастерских, от одной до двух недель. Дети обращаются к прошлому опыту, воскрешают в памяти события, когда они встречались с какими-то любопытными или загадочными явлениями, которые им хотелось понять, пытаются осознать, что же именно было для них непонятно.
Почему идет дождь? Почему солнце светит только днем? Как живут деревья? Как разовьется техника через сто лет? Откуда в России появился рэп и хип-хоп?
То есть идет работа по рефлексии и осмыслению значимого для ребенка опыта. Прожитые состояния предстают в новом свете, в другом контексте, в связи с другими задачами, а главное – проговариваются в общем разговоре. В результате суть полученного когда-то опыта проясняется, а его значимость усиливается.


Как превратить вопрос в куст вопросов

Когда ребята договариваются об общем проблемном вопросе, они начинают решать следующую задачу: генерировать группы дополнительных, вспомогательных вопросов, которые должны помочь раскрыть содержание основной проблемы. И сразу обозначаются те области знания, которые будут актуализированы.
Общий вопрос: «Почему никто не смог завоевать весь мир – Чингисхан, Александр Македонский, Гитлер?»; вспомогательные: кем были завоеватели мира (история)? какова площадь государств, которыми они владели (география, геометрия)? каким было население страны и численность армии? как быстро шло завоевание земель (математика, история)? как управляли завоеванными государствами (история, политология)?
Поддерживает творческий процесс и расширяет поле творческого поиска куратор. Он есть в каждой группе. Если творческая активность группы затормаживается, куратор может стимулировать ребят вопросами: «Вы думаете – это все?»… «Как вам кажется, вы все вопросы сейчас задали?»… «Может быть, вы что-то упустили?»… «Подумайте, чего вы хотите? Ответить через два-три дня? А что будете делать дальше?»
Если необходимости в помощи взрослого нет, куратор не вмешивается.
Педагоги заметили: ситуация поисковой работы в разновозрастном коллективе оказывается очень плодотворной. Для младших важно то, как ведут себя более старшие, и если старшие увлечены процессом придумывания вопроса, это заражает младших детей гораздо сильнее, чем любые убеждения и доводы взрослых в пользу учения. Младшие более раскрепощены в фантазировании, выдвижении различных идей, а старшие думают основательнее. В результате любой вопрос быстро оказывается интегративным, то есть охватывающим разные области знаний.


Интеллектуальный квест


Приходит время определения маршрута движения по мастерским. Каждая группа сама решает, куда следует пойти, в каких мастерских искать помощь. На этом шаге происходит очень важная вещь: ребята сопоставляют свои представления об определенных знаниевых областях с той частью их жизненного опыта, из которой «вырос» исходный вопрос. То самое соединение культурных и личностных смыслов, вследствие чего области знаний (история, география, математика…) обретают для детей новое значение – ресурсов, которые позволяют иначе взглянуть на случившуюся когда-то встречу с интересным и продлить переживание этой встречи.
В мастерских, естественно, есть Мастер. Его задача не только подсказать детям, где искать интересующую информацию, но и помочь им в достижении максимально полного сответствия между их первоначальным импульсом к познанию и конкретными информационными запросами, а также в удержании целостности видения проблемы. Иногда приходится возвращать детей к первоначальной проблеме: что ты хотел узнать вначале? Вспомните, почему возник этот вопрос? Проговорите, что вы узнали? Для чего вы это узнавали?
Получив консультацию, ребята переходят к поиску и сбору другой информации, поиск продолжается до тех пор, пока они не найдут то, что их устроит в качестве некого «промежуточного результата».


Приращение проблем – корректировка маршрута

В конце каждого дня происходит рефлексия проделанной работы, в ходе которой обобщается собранный материал и вносятся, если нужно, некоторые коррективы в маршрут. В процессе этого часть вспомогательных вопросов отсеивается, в то же время появляются новые вопросы, связанные с приобретенным опытом. Очень часто они касаются самих себя и других людей.
Например, одна из групп работала с проблемой «Что такое НЛО?». Ребята хотели, в частности, понять: почему в обществе появляются все новые и новые истории про НЛО? В конечном итоге группа вышла на собственный вывод о том, что сенсационная информация может использоваться для отвлечения людей от насущных проблем жизни, для манипуляции человеческим сознанием. И даже если это не делается специально, все равно сенсации часто отвлекают человека от более актуальной и значимой для его информации – а НЛО ведь никак не влияет на жизнь конкретного человека.
Осознав этот эффект, ребята задумались над следующим вопросом: почему же истории про НЛО их так увлекли и вдохновили? А это ведь уже не космос, а психология личности…


Проблема проблем


Бывает, информации в группах накапливается так много, что даже ежедневная рефлексия не помогает осмыслить и систематизировать весь массив новых сведений. Практически все группы на определенном этапе работы сталкивались с кризисной ситуацией. Как правило, кризис наступал на 2 – 3-й день в результате того, что ребята накапливали массу неструктурированной информации, которую им сложно переработать.
Тут наступает момент истины для педагогов: «К сожалению, у школьников, как правило, нет навыков ориентирования в сложном, неупорядоченном, динамичном мире культуры, – рассказывает директор Китежской школы Максим Аникеев, – а в школах редко акцентируется внимание на самостоятельных обобщениях, выводах, на систематизации данных. Ребята привыкают к тому, что вот они познакомились с новым материалом, потом еще с новым, а как надо обращаться с этими знаниями?– им кто-то скажет. Есть несколько «кусочков» новой информации – учитель подскажет, как их соединить. А на мастерских оказывается, что эту информацию можно соединить и одним способом, и другим, и третьим. И тебе самому надо принять решение, какой вариант выбрать. Для ученика это новая, непростая, но в то же время очень ресурсная с точки зрения личностного роста ситуация, ведь ребенок учится делать ответственный выбор, определяется».
Во время проведения мастерских идут тренинги, где обучают приемам обработки информации. Это реально – научиться сопоставлять полученную информацию с сутью первичного вопроса и оценивать меру точности и необходимости тех или иных сведений.
Проблема переработки информации настолько серьезная, что бывают ситуации, когда под напором массива информации группа начинает разваливаться. Интерес падает, возникают ссоры. Как правило, такое случается, если неформальный лидер группы (ученик старших классов) замыкает весь процесс на себя, что вызывает недовольство других. В такой ситауции всем надо дать возможность высказаться и услышать себя, понять свои внутренние ощущения. Допустим, ребенок говорит: «Я получаю слишком много информации и не справляюсь со своей ведущей ролью, мне кажется, что меня не слушают» – в ответ на это консультант дает зеркальную связь: «Тебе кажется, что информации слишком много и ты не можешь опереться на других. А как ты думаешь: почему это происходит?»


Уже другие, изменившиеся

То есть мастерские решают не только познавательные задачи, но и учат общению, взаимоподдержке: старшие помогают младшим определиться со своим участком работы и оптимально использовать свои силы для общих целей. Не беда, что это осознается через кризис. Китежские педагоги называют кризис нормальной стадией адаптации к принципиально иным условиям деятельности
Максим Аникеев: «Когда меняется привычный режим и ритм работы, человек в первое время оказывается дезориентированным, ему требуется некоторое время, чтобы по-новому выстроить свою картину мира, выработать новую модель поведения и «встроиться» в этот изменившийся мир. У нас на подобную перестройку тратится 3–4 дня, а затем новый режим работы начинает восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Так что школьники получают опыт успешной адаптации к переменам. На наш взгляд, по мере обретения позитивного опыта такого рода человек становится более гибким в своем мышлении и готовым к решению взрослых задач».
В конце концов ребята выходят на новое понимание проблематизированных ими же вещей, и тогда возникает нечто наподобие эйфории. И дело здесь не только в том, что, пройдя трудный путь, детям удалось достичь результата. Но они сами управляли ходом разворачивающегося процесса, внося по ходу различные изменения в свой маршрут.
То есть, говоря научным языком, ребята ощущали себя субъектами познания. Не такой уж частый опыт для нашей школы! И понятно, что на фоне регламентированной, довольно рутинной школьной жизни этот опыт становится для ребят Событием.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина лакокрасочных материалов "Краски на диване". Уже по названию магазина можно понять, что здесь Вы можете просмотреть каталог продукции, выбрать цвет, сделать и оплатить заказ, не выходя из дома, а проще говоря, не вставая с дивана или кресла. Основную часть виртуальной витрины на сайте kraskinadivane.ru занимают краски для пола, потолка и стен, однако в "Красках на диване" также представлен и большой выбор лаков для бани и сауны, эмалей для покрытия различных поверхностей, как внутри помещения, так и снаружи. Стоит отметить и очень грамотную навигацию сайта: удобная система поиска подскажет, какие покрытия и для какой задачи лучше использовать, в зависимости от целей, типа и материала поверхности, какой инструмент подойдет для решения той или иной задачи, а также покажет все доступные варианты цветов, которые можно выбрать онлайн. К несомненным плюсам этого интернет-магазина можно отнести и тот факт, что вся представленная на сайте продукция имеется в наличии на складе, а также предоставление покупателям возможности формирования онлайн заказа с выбором цвета колерованной краски.

Рейтинг@Mail.ru