Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТИЛЬ И УКЛАД


Благова Ирина

фундамент будущей работы... из лепестков первосентябрьских букетов

Пусть этот день станет мостиком, по которому летние впечатления и интересы протянутся в предстоящий учебный год!

Cамый первый день учебного года в школе невозможно перепутать ни с чем: музыка, букеты, улыбки, светящиеся на загорелых лицах, вспышки фотоаппаратов, трогательно серьезные первоклашки… Одним словом, праздник. И в каждой школе он проходит по-своему.
При всей кажущейся несерьезности и необязательности – не программа ведь и не экзамены – школьные праздники становятся непременным атрибутом детско-взрослого бытия. И от того, как они проводятся, можно многое понять про ту или иную школу. 

Территория сотрудничества

Именно неформальный характер праздника чудесным образом проявляет истинные смыслы и педагогические установки. При тотальном ужесточении учебных реалий праздники пока остаются относительно свободной территорией сотрудничества взрослого и ребенка. И уж если здесь царят формализм и обязаловка, значит, это и есть подлинные основания и ценности, передаваемые вольно или невольно ученикам.
Вместе с тем школьное торжество может обрести и огромный потенциал сотрудничества, которое оживляет и одушевляет деловую размеренность нелегкого учебного труда.
Самый, наверное, желанный и теплый праздник – первое сентября. Все соскучились по общению, по друзьям; жизнь не омрачена двойками, учебными долгами и конфликтами; учителя улыбаются, а по отмытым до блеска коридорам плывет ароматный цветочный поток. Так пусть этот день станет мостиком, по которому все летние впечатления, завязавшиеся интересы и новые мысли протянутся в предстоящий учебный год!
Еще в прошлом мае многие классы договорились принести в первый учебный день то, что поможет всем поделиться богатством летних приключений?– фотографии, любительские фильмы, дневники, памятные мелочи, привезенные из дальних стран и ближних лесов и озер. А если не подумали об этом заранее, можно перенести эту «конференцию» на завтра.
При этом общем разговоре ребята очень ценят и участие учителя не только как модератора, но и как равноправного собеседника.
Он ведь тоже вернулся из отпуска с новыми впечатлениями. Этим новым знакомством с повзрослевшими одноклассниками мы как будто закладываем фундамент для целого года общей работы до следующей весны.

Составляем декоративные композиции

Очень важно в эти первые дни обжить, сделать своим кабинет, то пространство, где класс будет обитать целый год. Хорошо бы вспомнить, какие изображения и тексты радовали и приносили пользу в ушедшем учебном году, чтобы восстановить с учетом изменившихся реалий. О чем-то ребята и не вспомнят, значит, информация или декоративные элементы отжили свой век. Непременно предложат что-то новенькое: что ж, можно попробовать, приживется ли…
А самый первый и самый естественный шаг – украсить кабинет. Праздник же, да и цветов под рукой целая гора. Первосентябрьские букеты обычно радуют только в первые минуты встречи. Потом же быстро теряют праздничный вид, будучи второпях засунутыми в тазы и ведра. А следующие несколько дней тихо вянут, вызывая жалость и желание побыстрее от них избавиться. И цветы, и наш временный дом-кабинет заслуживают лучшей участи.
Одним из вариантов их использования в классах малышей и младших подростков может стать выставка фитодизайна. Букеты нужно освободить от упаковки, аккуратно разложить цветы и предложить ребятам составить композиции – в группах или индивидуально. Поскольку многим понадобятся основания для новых букетов, можно или договориться заранее, что желающие принесут вазы, тарелки и другие декоративные плошки, или перенести процесс на следующий день. Пофантазировать на цветочно-декоративную тему – не самое скучное домашнее задание для первого раза.
У этого занятия найдутся и другие привлекательные стороны. За приятной и творческой работой восстановятся прежние приятельские связи, да и новичкам легче будет найти общий язык с ребятами.
Тот, кто немного стеснялся своего скромного недорогого букета, с радостью обнаружит, что его взъерошенные астры или простодушные ноготки окажутся необыкновенно востребованными (возможно, для этого понадобится подсказка учителя: как сделать букет разноуровневым, объемным, использовать контраст цвета и фактуры).
Когда композиции будут красиво размещены в классе и к каждой придумано название?– автором или другими ребятами, – можно пригласить младших детей или учеников из своей параллели. Пусть тоже полюбуются на такую красоту.

Обсуждаем календарь праздников

Такую работу учителю стоит активно предлагать и организовывать только один раз, первый. Насколько она пришлась по душе, можно узнать по-настоящему только через год. Вспомнят, захотят повторить?– значит, удалось. И уж тогда цветочный праздник станет классной первосентябрьской традицией. Традицией в истинном смысле этого слова, живой и желанной. Наверное, в этом и заключается изначальный смысл праздников.
Кстати, первые дни сентября – самое удачное время, чтобы обсудить с ребятами календарь праздников на весь предстоящий год и поговорить о самых общих принципах участия в них. Например, добровольность, открытое (или анонимное) обсуждение результатов, степень самостоятельности и ответственности…
Какое счастье, что пока не придумали тесты на умение участвовать в праздниках! Хотя оно для человека не менее важно, чем теорема Пифагора. Воспользуемся этим упущением и будем праздновать?– свободно, от души и со вкусом.

Рейтинг@Mail.ru