Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Печатникова Людмила

Ролик, снятый на мобильный телефон

Ценности молодого поколения через призму школьного фестиваля социальной рекламы

Известно, что подростки не просто активно познают, исследуют мир взрослых, но и достаточно критично его воспринимают. Им важно высказать свою позицию и быть услышанными. Участие в социальных проектах – один из лучших способов для подростка найти свое место в обществе, научиться действовать осознанно и независимо. Этот путь возможен, если рядом оказываются педагоги, способные создать условия для серьезного обмена мнениями, совместного творчества.

Идея

Фестиваль социальной рекламы. Звучит солидно, увлекательно и даже модно. Глаза старшеклассников загораются интересом. При этом для столь серьезного проекта требуется, в сущности, немного: несколько часов работы, мобильный телефон или фотоаппарат с видеокамерой. Компьютер для монтажа. Хорошо бы еще сканер для сканирования авторских рисунков. И доступ в интернет для поиска недостающих кадров и комментариев.
Зато у авторов появляется возможность выразить свой взгляд на мир, заявить о своих проблемах, найти единомышленников и услышать мнение других людей. Причем «не в лоб», как бы не о себе – а в том продукте, который ты представляешь на фестиваль: небольшой игровой или документальный ролик, мультфильм, привычную слайд-презентацию, созданную на основе собственных или взятых из интернета фотографий, рисунков, текстов.

Договор о намерениях

Учителя, включившиеся в фестиваль (участники семинара по внеаудиторной работе, функционирующего в рамках деятельности Центра педагогического мастерства Галины Китайгородской, руководитель Николай Беларев – belarevnb@yandex.ru), сразу договорились о нескольких общих принципах, при всей свободе и широте поставленной рамки. Прежде всего – не навязывать детям никаких тем. Полностью свободный выбор снимать то, что тебя в самом деле интересует.
Второй принцип – по возможности не вмешиваться в детские проекты. Пусть ребята сами, в меру своих умений, пониманий и эстетических взглядов, создают мини-фильмы – в свободное время, в стихийно сложившихся творческих группах, каким-то своим способом. Техническую помощь взрослые оказывают только по настоятельной просьбе учеников.
В силу профессиональной привычки оценивать работы учеников, педагоги все равно предварительно просматривали снятые ролики. Но старались критиковать не за форму и резкость высказываний (впрочем, подростки люди вполне разумные), а за неискренность, за желание банальную учебную работу (скажем, презентацию по биологии) представить в качестве социальной рекламы.
Учителя, знающие радость сотрудничества в творческом объединении, никому не подотчетном и никаких бонусов (вроде свидетельства о повышении квалификации) не приносящем, предложили и детям те же принципы бескорыстного неформального участия в интересном проекте.
Вопреки вполне понятным сомнениям скептиков в нескольких школах нашлись ребята, готовые потратить время на социальную рекламу. Способные работать достаточно самостоятельно и вполне качественно.
Помимо страсти к самореализации их привлекала возможность показать свои фильмы широкому кругу зрителей. Причем зрителей особых, каждый из которых тоже автор, а значит, смотрит понимающе и придирчиво одновременно.
Еще одна приманка – выезды в другие школы, участвующие в фестивале. Школа, принимающая гостей, показывает ролики, созданные ее учениками. Приезжие реагируют, обсуждают. Потом традиционное чаепитие. А через неделю показ уже в следующей школе.

Воплощение замысла

Хорошо говорить о свободе выбора темы, формы. Но ведь у ребят так мало опыта (кстати, у педагогов порой еще меньше). Они хотят создать что-то оригинальное, неповторимое. И в то же время «попасть в струю». Сделать то, что будет принято, одобрено. Им нравится название «фестиваль социальной рекламы», но они плохо понимают, о чем идет речь. Самое трудное – придумать, о чем снимать. Все мучительные проблемы и сомнения выразить ярко, но очень коротко.
В качестве образцов были даны ссылки на сайты аналогичных «взрослых» фестивалей (http://www.adme.ru). Именно оттуда родом типичные для данного жанра призывы «не мусорить», «беречь русский язык от иноземных заимствований». К счастью, оригинальных идей родилось больше.
Самым мощным стимулом к совершенствованию оказались фильмы других ребят. После каждого нового просмотра большинство авторов бросались переделывать свои творения. И технические приемы менялись, и интонация, и стилистика. Ребята шаг за шагом формировали то поле понимания, то общее культурное пространство, в котором только и возможно дружеское общение.

Вопросы к миру и к себе

Общеизвестно, что более всего подросткам интересны они сами. И можно было бы на фестивале ждать от них большого количества роликов, посвященных «внутренним» проблемам, как минимум – школьным. На самом деле школьных и типично подростковых сюжетов было представлено немного. То ли потому, что участвовали в фестивале такие школы, в которых ребята чувствуют себя достаточно комфортно и безопасно. То ли сработала магия названия, и социальной проблематикой авторы сочли нечто, выходящее за пределы повседневности.
Авторы вышли из родных стен в самом буквальном смысле.
Вот опрос взрослых и детей о том, знают ли они свои законные права. Начинается фильм в школьном коридоре, заканчивается у ближайшей станции метро.
Вот снятый в скверике неподалеку от школы фильм о взрослении: постановочные кадры, описывающие разные сценарии развития личности, краткие интервью, взятые у молодых мам, которые здесь же выгуливают будущих учеников.
Ролик про улыбку: в камеру попадают лица прохожих. Автор пытается выяснить, почему в солнечный весенний день они так суровы и напряжены.
Фильм о мироощущении гастарбайтеров в Москве снимается рядом на стройке.
Вообще родной город становится одним из главных героев фестиваля. Привычный незатейливый пейзаж на экране превращается в произведение искусства. Возможно, автор и сам впервые заметил, как могут быть красивы типовые многоэтажки, если выбрать нужный ракурс, поймать свет.
Большой мир возникает в сюжетах в основном как часть личного опыта. Стал мальчишка «поисковиком». Вместе с ровесниками и вполне взрослыми людьми ведет раскопки на местах боев Великой Отечественной, чтобы похоронить наконец спустя семь десятилетий погибших солдат, узнать их имена. Он снимает фильм о своей последней экспедиции, неуклюжий и пронзительный.
Съездила компания в заповедник – появляется ролик о возрождении зубров, почти героическое сказание.
Столкнулся подросток с националистами, его волнует тема, но, естественно, натурные съемки невозможны. Он берет кадры из интернета, убирает цвет. Черно-белые фигуры поднимают руки в нацистском приветствии, беззвучно что-то скандируют. «Как вы думаете, кто это?» И когда аудитория уже мысленно отправилась в прошлый век, на экран возвращается цвет. Становится очевидно: это не печальная история, а сегодняшняя наша жизнь, люди, которые ходят вместе с нами по одним и тем же улицам. Они гораздо ближе к нам, чем зубры из заповедника.
Как ни странно, все свои социальные вопросы и проблемы подростки не ко взрослым обращают. К самим себе, к своему поколению. Так больше надежды на понимание и помощь. Они ищут спасения от одиночества у друзей (главное – присмотреться и понять, что эти друзья все-таки есть). Они настойчиво подчеркивают право каждого быть собой: толстым, немодным, некурящим.
Они выходят в мир, который вызывает у них тревогу своей неулыбчивостью, беззаконием, замусоренностью. Но особого страха нет. И нет поиска виноватых. Есть ощущение, что они могут справиться своими силами. Возможно, наивное ощущение достижимости любой мечты. Будь то возрождение зубров, обретение друга или способности сочинять музыку.

Последействие

Важный итог фестиваля – планы на будущее, основанные на знакомстве с кругом интересов новых друзей. Речь не о следующем фестивале – втором, пятом, хотя, вполне вероятно, через год ребята захотят повторить яркое событие. Нет, это более близкие перспективы. Совместные экспедиции и походы (благодаря рекламным роликам у зрителей складываются заманчивые образы будущих путешествий), коллективные акции. Две девочки показали фильм о том, как они лично сделали планету чище, освободив от мусора русло ручейка в ближайшем парке. Вместе с единомышленниками они теперь проложат путь еще какой-нибудь речушке по соседству.
Фестиваль социальной рекламы – событие, способное объединить не только школы, но и отряды летнего лагеря или соседние лагеря. Летом у подростков больше свободного времени и на размышления, и на творчество.


Если вы решили попробовать, то..

принимая гостей на «своей территории», не томите их долгими предисловиями, экскурсиями по школе, рассказами о ее достижениях. Люди приехали по делу, им не терпится приступить к просмотру фильмов. Нескольких минут вольной прогулки с друзьями из «местных» будет вполне достаточно. Самую существенную информацию об укладе жизни чужой школы гости получат на обсуждении. На экскурсию желающие отправятся в конце, если останутся время и силы.

не стоит показывать сразу все ролики и обсуждать потом тоже сразу все. Хоть фильмы и крошечные, 2–3 минуты каждый, удержать в памяти разнообразие сюжетов и подробностей – непросто. В результате больше всего откликов получит последнее произведение, авторы же первых останутся без положенной порции комплиментов и замечаний.

не старайтесь совместить чаепитие с просмотром или обсуждением фильмов. Подростки, как правило, увидев накрытый стол, тратят массу сил и энергии на выбор и добывание чего-то «вкусненького», а качество остальной их деятельности в этот момент существенно снижается. К тому же в деловой ситуации ребята, естественно, предпочтут сесть рядом с соавторами (одноклассниками). Зато потом, после окончания работы, у школьников будет возможность оказаться ближе к новым знакомым, доспорить с личным оппонентом или просто поболтать на посторонние темы. Чаепитие в конце позволяет сделать финал заседания «мягким». Люди уходят кому когда надо, никому не мешая, не прерывая работы.

важно не забыть вручить каждому участнику какой-нибудь символический сувенир. Ребятам необходим знак принадлежности к сообществу, свидетельство достижения. То, что можно показать дома и в школе, положить на полочку и доставать время от времени как напоминание о хорошем дне.

возьмите с собой в гости не только авторов, но и болельщиков, просто любопытствующих. Ведь фильмы, фестивали – лишь площадка, повод для общения. Не стоит сужать круг потенциальных друзей. И потенциальных авторов. Стать свидетелем чужого успеха – лучший способ заставить себя самого наконец-то напрячься и что-то сделать.

для большей эффективности и безопасности обсуждения лучше мягко ввести правила как для критиков, так и для авторов. Первым не рекомендуется выставлять оценки без комментариев, даже если это восторженные похвалы. Вторым запрещается обижаться, подозревать зал в злобных умыслах и отвечать вопросом на вопрос. Естественно, ребята чаще всего сосредотачиваются на технических приемах. Как сделано? А вот не забыть обратить внимание аудитории на то, зачем и почему сделано – задача для взрослых. Хотя постепенно, конечно, и ребята привыкнут задавать содержательные вопросы.

Рейтинг@Mail.ru