Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


«...Знайте: воспитание движимо уважением к ребенку. Видя ошибки своих воспитанников, педагог сперва ищет причину плохого результата в себе самом»

Сколько ни размышляй о том, каким быть учителю сегодня, какими другими стали дети, программы, производственные отношения, – истина куда-то ускользает. Стали функционал читать – параметры не понравились. Взялись Кодекс учителя составлять – перессорились. Как аттестация – слезы; как конкурс – недоумение. Словно есть какая-то настоящая правда об учителе, а никто ее в расчет не берет, даже назвать не может. То ли дело называть проблемы учителя. Это – да, но не будем начинать. Ведь заранее известно, какая будет первой: дети не хотят учиться.
Строго говоря, при чем тут учитель, это же дети не хотят. Учитель-то всеми силами хочет и старается их обучить. Но такая вот удивительная профессия у нас: только вместе, действуя заодно, мы можем достичь успеха, в том числе личного. И если дети не хотят, «все плохо».
Про грамотные отношения с детьми (сотрудничество, взаимодействие, сотворчество и пр.) уже столько слов сказано, что не дело искать новые. Да и не в новизне сила. В той самой правде, которая порой случается в детско-взрослых отношениях. У педагога, способного к правдивым отношениям, ровным, уважительным, открытым. Мы публикуем два
материала, которые сошлись в редакционном портфеле случайно, но явственно окликнули друг друга: своими раздумьями о главной проблеме педагога делится учитель информатики Владимир Погодин. И поразительным образом перекликаясь с современным учителем, знаменитый немецкий педагог XVIII века Кристиан Зальцманн пишет о необходимых для воспитателя качествах. Словно люди с одинаковым отношением к профессии нашли друг друга. Словно протянули руки через века. Словно на самом деле есть великая вечная педагогика, как есть великий театр, великие книги, великое кино.

О воспитании воспитателя

…Ах, где те самостоятельно мыслящие воспитатели, которые, имея почти неограниченную свободу, могут судить, что в искусстве воспитания осуществимо, а что нет, почему один план удался, а другой потерпел неудачу. Ах, дайте нам хороших воспитателей, имеющих склонность, умение и навык разумно обращаться с детьми, завоевывать их доверие, пробуждать силы, направлять наклонности.
Но их нет, людей, – есть теории, хорошие теории и изобилие книг, содержащих наставления. Меж тем из сельской школы, где учит смышленый правдивый учитель, никогда не изучавший новых теорий об уроках чтения, постепенно выходит община, которая выгодно отличается в округе порядочностью, деятельностью и даже навыками чтения.
Все дело в воспитателе. Но не так много людей, которые могут учить и воспитывать. А вы? Вот что возьмите на заметку. Во-первых, будь здоров. Если вы испытываете неприятные ощущения, все ваши слова будут пропитаны желчью или будут преподноситься дрожащим голосом. Второе – будь всегда весел. Находясь в веселом настроении, ты всемогущий для своих учеников. Даже если трудно, человек, полный сил и светлых мыслей, умеет отрешиться от окружающего и найти пищу для хорошего настроения. Третье – научись разговаривать с детьми. Рассказывать истории. Не стремиться «говорить как по писаному». Избегать общих мест и нравоучений. Стремись увлечь. Далее: получай радость от занятий с детьми. Следующее: постарайся получить четкие знания о творениях природы. Знакомство с природой приносит воспитателю множество выгод. Затем: знакомься с плодами человеческого усердия, то есть разговаривай с людьми разных профессий и разного образа жизни – такие беседы дадут больше понимания жизни, чем отвлеченные лекции, сделают тебя более честным в разговорах с детьми. Еще: научись пользоваться своими руками. Лучше, если пособия для занятий ты сможешь изготовлять сам. Что-то мастерить с детьми – вещь совершенно необходимая для воспитателя. Наконец, еще два важных условия: умей вступать в контакт с семьей ученика, а главное – всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали дети.

Пробовал – не получилось?

...Допустим, ты следовал указаниям, которые я дал, но не увидел воздаяния. Дети не хотят быть в твоем обществе, не разделяют представлений, не следуют твоим напоминаниям. Ни в коем случае не возмущайся, не вини детей, а исследуй, где ошибся. Но если даже при постоянном исследовании себя ты не можешь определить, где ошибся, не находишь ничего, что надо бы в себе изменить, и даже при добросовестном старании мало чего можешь от них добиться, то, пожалуй, это знак провидения: твое призвание другое. Без сомнения, у тебя есть задатки к какому-то другому занятию, которым ты будешь заниматься с удовольствием, многого добьешься и принесешь много добра. Если ты все-таки посвятишь себя воспитанию, при всей неспособности к нему, ты испортишь свою жизнь и жизнь детей, дав их характеру неверное направление.

«Мы не можем действовать с оглядкой на непогоду»

Итак, дорогие друзья! Если вы не только зоветесь воспитателями, но и действительно хотите ими быть, имейте способность к самокритике. Настоящий авторитет среди детей может завоевать лишь тот, кто, видя ошибки своих воспитанников, сперва ищет причину плохого результата в себе самом. Знайте: при воспитании в центре стоит использование собственных сил ребенка и их развитие. Воспитание движимо уважением к ребенку и его правам.

 Кристиан Готтхильф Зальцманн, «Книжка для раков. Книжка для муравьев», издательство «Райхль», Москва, 2011 г.

Рейтинг@Mail.ru