Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ


Не взорваться, не закипеть, не сломаться...

Как учителю уберечь себя от нервных перегрузок


Весной, ближе к концу учебного года, внутренняя напряженность нарастает, любая мелочь способна взорвать учителя, вызвать конфликтную ситуацию. И тут спасибо, если рядом окажется спокойный умный человек, хороший психолог. Он, конечно, стрессогенную ситуацию изменить не может, но хотя бы поговорить по-человечески, напомнить знакомые сюжеты из фильмов, пошутить. И дать несколько практических советов. Ради этого мы пошли на мастер-класс для учителей, который провел профессор-психолог Вадим РОДИОНОВ.

«Не переживайте, ваша ситуация не такая уж уникальная»

Желчь, лимфа, кровь – они отвечают за стресс в организме. А по словарю стресс – психологическое напряжение в процессе деятельности в экстремальных условиях. Есть экстремальные профессии: спорт высоких достижений, авиация, военные, оперирующие хирурги, учителя. Но и любая жизненная ситуация выбора, принятия решения сама по себе острая, поэтому будем называть стрессом такое негативное переживание, когда кажется, что ты не в состоянии справиться с требованиями ситуации.
Тут не все однозначно. Вот опытный педагог с большим стажем – он уверен, что все умеет, любую проблемную ситуацию погасит в зародыше. Работает легко, непринужденно, даже успевает отслеживать происходящее за окном. Или новичок: дети его явно не слушают, он уже все сказал, а урок никак не кончается. Он, казалось бы, больше подвержен стрессу. Ан нет. Именно «выработанный» учитель готов взорваться из-за мелочи, его уверенность работает против него, в то время как новичок – в поисковом состоянии, а это сильно защищает психику. (Демонстрируется фрагмент из фильма Ростоцкого «Доживем до понедельника», эпизод в учительской «Пощадите наши уши!».)
Субъекты все, конечно, разные, но постоянное обновление требований к работе, систематические нововведения, которые внутренне людьми не принимаются или воспринимаются как абсурдные, заряжают обстановку негативом, а разговоры о том, что учителя работают плохо, неправильно, что их работа никому не нужна, – главный источник учительского стресса.
К тому же каверзные ситуации подстерегают учителя на каждом шагу. Вот типичная: он и так обхаживает ученика, и эдак, а тот не пишет, не сдает, не ходит да еще оскорбляет – учитель ставит ему в четверти двойку, «сколько можно»; но тут его вызывает директор: исправьте немедленно, вы знаете, чей это сын, и ни в коем случае не на тройку! Учитель кипит от возмущения, но подчиняется.
Это не мелочь: психологические перегрузки колоссальные, из-за чего атмосфера в коллективе недобрая. Вот пришла новая учительница английского, дети ее обожают, у нее есть новый, более дешевый, чем принятый раньше, вариант выезда детей за границу, и теперь едет она – коллеги дружно объявляют ей бойкот.
Теперь о статусе учителя. Тут и задумано все очень зыбко: ты можешь очень хорошо работать, а денег получать больше не будешь. Чтобы получать много, надо не хорошо работать, а – больше. Так кто же из педагогов доволен своим статусом?
Я дал очень маленький перечень стрессогенных ситуаций, но и он убеждает: негативный выход ждет каждого буквально за углом. Стресс – естественное явление жизни учителя, его не отменить, а значит, чтобы на почве стресса не возникали заболевания, нам нужна профилактика.

Как работает стресс

Есть несколько стадий стресса. Первая – стадия максимальной мобилизации. То есть произошло что-то внезапное, мы реагируем мгновенно, порой совершая самые невероятные действия. Вторая стадия – ресурс вышел, сахара в крови много, наступает стадия перегорания – «и черт с ними со всеми». А третья – изменения в организме. Лучшая иллюстрация – фрагмент из фильма «Двенадцать стульев» Марка Захарова: отец Федор, отнявший у Кисы и Оси последнюю колбасу, в страхе перед Остапом за доли секунды «взобрался на гору, на которую никто не мог забраться до него», – но вот ресурс вышел, запели ангелы, отец Федор сошел с ума. Да, стресс небезобиден.
Мигрени, астма, расстройство пищеварения... по данным НИИ медицины, 60% педагогов, проработавших 10 лет, страдают неврозами.
Есть очень простой тест: ответьте на 10 вопросов словами «да» или «нет»: часто ли чувствуете, что устали; бываете ли вспыльчивы; после отпуска чувствуете себя еще более усталым; немеет шея или ноют ноги; в ситуации конфликта вдруг возникает головная боль; не в порядке пищеварение; «глаза на мокром месте», плаксивость; кожная сыпь или астма; в самый ответственный момент начинает что-то болеть; вам часто жалко себя. Если ответов «да» у вас получилось более четырех, вам, безусловно, нужна помощь.

Действовать на опережение

Каждый реагирует на стресс спонтанно, как бы ни пытался повлиять на свое поведение волевым усилием. Самая распространенная тактика – нападение. Вторая – убегание. Третья – тактика игнорирования: знаю, что не справлюсь – ну и пусть; если нельзя разломать гору – что ж, не очень-то и нужно. Дело не в том, какая тактика лучше, – хорошо, когда человек знает, чего от себя ожидать. (Демонстрируется фрагмент фильма Меньшова «Любовь и голуби», эпизод «Людк, а Людк!».)
В конфликтных ситуациях хорошо действует простое правило: уступать в мелочах сколько угодно, а по принципиальным вопросам стоять на своем. Единственный недостаток этого правила – мы не всегда различаем, что главное, а что мелочь, а ведь решать надо быстро. Поэтому второе правило – «подумай об этом завтра». Это знаменитые слова Скарлетт из «Унесенных ветром». Как правило, нам нужна передышка, и надо стараться ее получить.
Наш организм справится со всем, если ему помочь, например, скинуть что-то лишнее – очень помогает крик или швыряние чего-то об пол, – но это нереализуемо в большинстве случаев. Зато вот всем доступный прием: перевод напряжения в другое русло. Посмотрим ролик из старого фильма «Золушка» (сценарий Евгения Шварца), из этого фильма вышло много крылатых выражений, в том числе этот диалог:

«– Что делать, если мы не знаем, что делать?

– Мы должны танцевать!»

Мне остается лишь «завершить гештальт» и пожелать вам успехов!

Записала Варвара ЧКАНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru