Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

«Почему нельзя?» и «почему можно?»

Ответ на эти вопросы нужно искать в правовых документах, а не в телефонном праве

Обычно в этой колонке мы отвечаем на вопросы читателей о правомерности тех или иных требований, которые к ним предъявляют руководители. И очень часто получается, что срабатывает «испорченный телефон», то есть приказ поступает в устной форме и потом оказывается, что его выполнять не надо; или приказ является «пересказом» какой-то реально существующей нормы, но в искаженном виде.
Учитель очень редко обращается к юристу, потому что легче побыстрее исполнить, чем смотреть в округлившиеся глаза директора: «Приказы не обсуждаются!»
Только за последнюю неделю мы узнали: «Уборку территории школы обязали проводить в пасхальное воскресенье… сказали, за двойки в журнале учителей будут увольнять… в нерабочую субботу обязали везти детей на митинг…». Спрашивают, как быть, куда обращаться.
Сегодня у нас есть возможность получить квалифицированный ответ на эти и подобные вопросы в совокупности: Исаак КАЛИНА, руководитель Департамента образования Москвы, выступил 15 апреля перед участниками Марафона-2011 в лицее № 1535:
– Меня удивляет, когда взрослые серьезные люди задают вопросы «почему нельзя» да «почему можно». Сфера отношений в образовании XXI века в отличие от советского времени юридическая и никакая другая. Не командная. Сегодня начальник не может указывать, того он хочет или другого. Хочет – пусть издаст приказ и подпишет свое решение. Тогда можно смотреть, соответствует его приказ нормативно-правовой базе или нет. Если вам предложили в чем-то участвовать и вы согласились – ваша воля, но если вас обязали письменным документом, а вам кажется, что это незаконно, – давайте будем разбираться.
Но и в целом нам хотелось бы от вас большей лояльности к новым механизмам управления, они в большинстве работают на укрепление ценностей гражданского общества, а не на разрушение.
Надо менять правила игры.
…И далее, уже в пересказе: быть честнее по отношению к своим руководителям, потому что их неэффективные действия ведут к неэффективной работе школы, а это сказывается на каждом. Не надо подавать ложных сигналов родителям и ребенку, ставя незаслуженные оценки, не так уж много у нас детей, которые на самом деле не способны учиться. Все в школе должно идти в соответствии с законодательством, в то же время педагогам следует вносить свои предложения, чтобы законы не противоречили реальности. Приходя в школу в первый класс, ребенок не обязан демонстрировать никакие знания, он пришел, чтобы учиться. И «я не знаю, что такое элитные школы, этого понятия нет в законодательстве».
Согласимся, такая позиция руководителя хоть и не решает многих частных проблем отношений с руководством, но хотя бы вселяет надежду: прецеденты прецедентами, а к закону апеллировать тоже небесполезно.

Рейтинг@Mail.ru