Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2011
Первая тетрадь
Политика образования

АКСИОМА ВСТРЕЧИ


Кожурина Людмила

Педагогический марафон учебных предметов: дни, без которых нельзя представить школьный календарь!

22 марта стартовал и 15 апреля финишировал Десятый, юбилейный, педагогический марафон учебных предметов.
Место проведения – московский государственный лицей № 1535. Организаторы – Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования города Москвы, Московский институт открытого образования.
В этом году в марафоне приняли участие 12 700 педагогов – это число только зарегистрированных участников – плюс те, кто приходил на отдельные мероприятия программы марафона, они в базу данных не попали, но их было немало. Есть статистика по регионам: 50% участников – Москва, 30% – Московская область; 20% – из разных областей России.
Спасибо всем, кто был с нами, проявил интерес, воспользовался площадкой марафона для профессиональной самореализации?– в любом качестве. Кто-то уже с утра, нагрузившись методической литературой, спешил на выход – и правда, где еще найдешь место, в котором разные издательства предлагают книги конкретно по профилю предметного дня?
А кто-то оставался после занятий на просмотр фильма. В этом году на марафоне демонстрировались шедевры мирового кинематографа – одна из сотен красивых идей, может быть, незаметных, реализующихся от марафона к марафону, создающих атмосферу подлинного профессионализма. И молодой гардеробщик в белых перчатках, «лучший по профессии в Москве», который галантно принимал пальто участников в прошлом году, – он ведь не «просто так», а тоже – о преимуществах истинного профессионала. Или традиционно мастерски оформленные букеты живых цветов. Или хорошая столовая. Возможность выбора занятий. Подарки. Улыбки. Приподнятое настроение. А все вместе, по словам Артема Соловейчика, – пространство профессионального общения, достойное учителя. И вот ответное слово участников: «Я на марафоне десятый год, это великая поддержка учителю: бесплатно, уважительно, качественно»... «Весенний упадок сил который год лечу марафоном»... «Красота, порядок, легкие люди, хорошие манеры – спасибо за щедрость».

Наш культурный код

Статья опубликована при поддержке корпорации "Профессионал", которая занимает лидирующие позиции в Москве и области по скорости и качеству выполнения ремонтных работ автомобилей различных марок. Клиенты, обратившиеся в корпорацию, всегда могут рассчитывать на грамотное профессиональное решение вопросов, связанных с кузовным ремонтом и восстановлением авто после ДТП или других проблем, связанных с кузовными работами и покраской автомобилей, в минимально возможные сроки. В комплексные услуги могут также входить слесарные работы, регулировка ходовой части и адаптация бортового компьютера автомашины. Стоит отметить, что высокое качество обслуживания в корпорации вовсе не подразумевает "заоблачных цен". Убедиться в этом можно, ознакомившись с прайс-листом на услуги "Профессионала", на сайте 77professional.ru. Здесь же можно посмотреть фотоотчеты о некоторых выполненных работах, что, надеемся, послужит еще одним веским доводом в пользу выбора "Профессионала " в качестве надежного и ответственного партнера, готового к решению самых сложных задач.

Изучение и преподавание литературы, истории, мировой художественной культуры магистральным направлением образования сегодня не являются: и формализуются плохо, и результат неизвестно когда скажется, однако чуть что в обществе не так, сразу про совесть-память-душу вспоминают. Мало того, ответы на невыносимые вопросы современности (бандиты-православные из Кущевской, например) нигде, кроме как у Достоевского, найти не получается (Людмила Сараскина, День учителя литературы).
Не парадокс ли: гуманитарно-худо­жественные школьные предметы, обладающие огромным нравственным потенциалом, размываются, а воспитательные программы бог весть какого качества вводятся. К примеру, на марафоне говорилось: «Ставить целью воспитания патриотизм педагогу не следует, иначе в это прокрустово ложе придется укладывать исторический материал: об одних фактах умалчивать, а другие приукрашивать, что ведет к нарушению принципа исторической правды. Внутренний посыл к проявлению патриотизма заложен в самом человеке. Для человека естественно неравнодушное отношение к земле, где он родился и где жили его предки. Поэтому эмоциональный резонанс при знакомстве с историей своей страны возникает естественным образом» (Анатолий Берштейн, День учителя истории).
Правда, но эмоциональное-то восприятие при существующих формах аттестации детям как раз и мешает: «Гуманитарно одаренные дети заваливают ЕГЭ, потому что просто не воспринимают такие формы обращения с литературой, которые заданы содержанием и структурой КИМов» (Наталья Кутейникова, День учителя литературы).
Когда основополагающее умение – понять вопрос и специфику задания, приходится этому учить. На Дне учителя истории Елена Саплина и Валерия Тороп раздавали участникам своего семинара «волшебные ключики», приемы, помогающие ребятам разобраться в сути предстоящей работы над заданиями части С. Но и с приемами разобраться – та еще задача: кластеры, кейсы. Предмет-то где?
Тенденция очевидна: интегрировать, а не углубляться. «Капитанская дочка» в сопоставлении с портретом Екатерины Второй Боровиковского и интрига: видел ли Пушкин портрет, а если видел, то где. (Яна Рагузинская, День учителя литературы); посещение литературных интернет-музеев, рисование и лепка на темы произведений; привлечение детей в библиотеку работой в переплетной мастерской (Лилия Багрова, День школьного библиотекаря) или даже пешие прогулки к зданиям библиотек, рассматривание архитектурных элементов в их интерьерах и экстерьерах (Сергей Ивашкин, тот же День) и далее, далее. Вопрос: где, в какой точке образуется целостность мировосприятия и образуется ли, если о работах выпускников говорилось: «Главная проблема – неумение связать теоретический материал с реальной жизнью. Задания на конкретизацию, на применение теоретических знаний, на иллюстрирование зачастую оказываются самыми сложными» (Анна Лазебникова, День учителя истории).
Может быть, наши ученики не воспринимают учебу как личное дело, то есть внутренне несвободны, а на экзамене тем более? Но ведь это целиком зависит от позиции учителя, а он, как видно, перебарщивает: «Не нужно стараться подогнать ученическое сочинение под определенное количество абзацев. Лишь бы ребенок умел разумно переходить от темы к теме. Не снижаются оценки за отсутствие «вступлений» и «заключений». Главное – композиционная завершенность текста. Еще одна вредная привычка – заставлять учеников следить за тем, чтобы в изложении присутствовали одновременно такие виды сжатия текста, как обобщение, исключение, упрощение… Школьник, умеющий выделять главное, способный уловить мысль, кратко и емко перескажет предложенный текст без заучивания сложных терминов» (Ольга Зайцева, День учителя русского языка).
Причем дать заковать себя в регламентации, забыть про здравый смысл и смысл профессии мы сумели на удивление быстро. Вот небольшая ретроспектива со старых марафонов: «Хороший учитель озабочен не тем, насколько соответствует формальным меркам, стандартам и требованиям, у него требования к себе самому, и рамки перед ним раздвигаются» (отзыв с Марафона-2003); «Долой безобразные темы сочинений! Не нужны нам эти игры с “блоками”! И тесты по литературе! Призываю бороться за нормальные экзамены!» (Марафон-2005); «Драматизировать ситуацию не стоит, ведь опытный учитель всегда найдет возможность честно донести до детей то, что им нужно» (Марафон-2007).

Тексты стран изучаемого языка

Было дело: Алена Громушкина, редактор газеты «Английский язык», с Марафона-2005 писала: «Да, мы готовим к ЕГЭ. Но ведь есть и другая жизнь. А мы хотим подготовить ребенка и к ней тоже – к счастливой, радостной. Разве эти цели взаимоисключающие? Да нет же! Просто разные составляющие работы педагога. Признаться, ЕГЭ не слишком работает на развитие ребенка. Это лишь удобная для власти форма контроля. Но все остальное – дело учителя. Хочется делать не только то, что заведомо приведет к успеху, но и то, что ощущаешь как внутреннюю потребность».
И Грету Чесновицкую с Дня французского языка Марафона-2005 как не процитировать: «Вхождение в европейское образовательное пространство что нам предлагает? Прагматичные знания, образование в границах профессии – это все. В то время как у нас в России существуют огромный опыт и великолепные традиции преподавания литературы, истории, страноведения, для нас освоение иностранного языка – это подъем огромных культурных пластов. Как бы нам, входя в европейское образовательное пространство, не утратить своеобразного шарма в преподавании».
Очень точно, и главное – День учителя французского языка не изменил себе и в этом году: анализировали Гийома Аполлинера, пели современные детские французские песни, играли в игры, в которые сегодня играют французские дети, – все под руководством носителей языка. О мотивации не рассуждали – просто радовали друг друга, создавали атмосферу игры.
Погрузиться в английский язык ученики могут, читая с учителем книгу Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». Можно совмещать приятное с полезным: изучать лексику и грамматику, особенности культуры Британии, попутно о домашних животных поговорить, о болезнях и о здоровом питании. И конечно, насладиться языковой игрой (Татьяна Кузнецова, День учителя английского языка).
Интересно, что мастер-классы педагогов-иностранцев не похожи на наши. Никаких лекций, короткая игровая разминка, работа в группах над дискуссионными вопросами, создание сценок – и все, вперед. То есть современный педагог не столько учит, сколько создает условия, при которых возникает активность. Она нужна и для освоения предмета, и для понимания себя, что немаловажно. Вот такое полезное упражнение, например: надо описать то, что видишь на картинке; затем проанализировать, задавая вопросы; наконец, дать оценку. Итак, перед участниками картинка: прямо на улице в кресле сидит человек в пальто и кепке. «Что вы видите?» – «Бездомного». – «Спасибо, вы моя первая жертва: это не описание, а умозаключение» (Тони Халл, День учителя английского языка).
Вероятно, и нам пора переходить в обучении от слов к делу – видно, как от марафона к марафону участники становятся раскованнее и все охотнее идут на экспромты.
Однако пока что «ученики 6–7 классов на вопрос, что главное в изучении иностранного языка, отвечают в большинстве – знание слов и грамматика» (Ольга Захарова, День учителя немецкого языка). И хотя, казалось бы, выход один – работа с целостным текстом, развилка есть и тут. С одной стороны, «текст должен стать загадкой, которая тренирует ум, эмоции, воображение, побуждает к творчеству» (Марианна Бузоева, День учителя немецкого языка), а с другой – «с помощью шуточной и, казалось бы, несложной песенки можно решать вполне серьезные учебные задачи: развивать способность воспринимать речь со слуха, расширять словарь учеников. Причем при работе с современными песнями словарный запас пополняется не литературными оборотами, редко употребляемыми в повседневном общении, а разговорными молодежными выражениями» (Одрэ Деляттр, День учителя французского языка).
Итак, есть специфика предмета, есть особенности мышления на том или ином языке, есть индивидуальные предпочтения личности учителя – важно абсолютно все, потому что главное в преподавании языка – органичность. «А экзамен?» – спросите вы. Ein Moment. Скрупулезные «немцы» в свой День подсчитывали: качество по результатам ЕГЭ-2010 снизилось, правда, уменьшилось число не преодолевших нижнюю планку. Управленцы пришли со своей меркой: удвоение оплаты труда учителей иностранного языка в Москве не привело ни к каким результатам (Исаак Калина, День классного руководителя). Но что самое главное в изучении иностранных языков – считать и считаться, искать ошибки в КИМах или «просто любить свое дело» (Алена Громушкина, Марафон-2005).

 «Требуется учитель, хороший человек»

Такое объявление в этом году висело на стенде перед входом в зал. Ну конечно, в нем были указаны специальность и телефон для связи – все «на самом деле». Однако каков дефицит! Тут же, у стенда, я разговорилась с молодым психологом, она уходит из школы, потому что спрашивают отчеты, а не работу, и человек без всякого образования в ее должности более уместен, чем она. Я посоветовала не спешить. Ведь управленческое столпотворение, точнее, папкотворение – 111 компетенций учителя, 11 папок контроля по каждому направлению (День школьной администрации) – сегодня достигло кризиса. Признались: детям нужен хороший человек. Да, но пока проблем это только добавляет, потому что «дела идут, контора пишет», и, перефразируя Наталью Галееву (День школьной администрации), скажем: нет бумажки, на которой напишут, что нужно делать хорошему человеку в школе. Хотя, по ее исследованиям, «труднее всего школе дается понимание социализирующей роли образования», а по новым законам так и вовсе – личностные качества учителя и ученика выходят на первый план.

Выйдут ли и когда, а главное – каким образом?

Знаменательными для Марафона-2011 были две встречи учителей с руководителем Департамента образования Москвы Исааком Калиной, он приезжал на открытие и закрытие, венчал его. Имеющий уши услышал: у чиновников своя правда, если формулировать кратко – надзор за соблюдением законов и видение общих планов. Ровно в этих рамках вопросы к учительству: что делается не так, как и что улучшить, соответственно указания на то, что в школах не так: в библиотеках неразрезанные учебники шестого года, конкурсы во многие школы, гипертрофированное внимание к подготовке ЕГЭ и так далее. На обиду учителей по поводу термина «образовательная услуга» отвечал: «А что еще есть в экономике: услуга и товар, вы же не товар?» Весьма красноречиво: чиновник находится совершенно в другой системе координат, и бесполезно выманивать его оттуда. Да и не нужно. «Когда я был учителем, я думал, что… Когда я стал директором, то решил…» – эти реплики Исаака Иосифовича не для знания биографии, они учат: каждый на своем месте видит дело по-своему и по-своему же, в меру сил и возможностей, управляет им. Если этого нет – вам пишут безумные приказы, которые на поверку оказываются произволом маленьких князьков местного значения. Так что выше голову, учитель!

Автографы на память

Вот если бы мы были экономистами, то говорили бы на одном языке; юристами – на другом; айтишниками – еще на каком-то. Но мы учителя и говорим на человеческом языке. Мы хотим считать: «Важнейший критерий качества работы школы – если ученик и педагог рады тому, что там находятся» (Леонид Столярчук, День школьной администрации); мы покупаем учебную литературу, но «для того, чтобы совершенствовать «свой» учебник, который все равно каждый учитель пишет сам» (из разговора на книжной ярмарке марафона). И мы готовы давать «обратную связь» людям, которые принимают решения в образовании.

Из записок учителей после обсуждения ЕГЭ в День учителя математики:

«Задания с выбором ответа исключать неразумно: для слабых это мощная поддержка в достижении минимального уровня».

«Не снять ли лимит времени для детей с ограниченными возможностями здоровья, они ответят, если им дать подумать».

«А если дети профессионально занимаются спортом или искусством? Неужели не щадить?»

«Знаете ли вы, какие в классах бывают дети? Они ничего не могут запомнить! Но хотя бы калькулятором овладеть могут, по таблицам работать. Такие реально существуют в каждом классе, но про них вы не хотите знать, для них нет адекватного экзамена».

Дело ведь не в том, принят ваш сигнал к немедленному рассмотрению или это всего лишь брошенная записка. Вы слышите детей, и это реализуется в вашей повседневной работе. А кто не слышит – тому и спросить нечего. Да и не ездят они, наверное, на марафон.

Так что когда грянули прощальные барабаны, традиционно завершающие Московский педагогический марафон учебных предметов, – грянули они «в точку», жизнеутверждающе и победно. А мы оглянулись: неужели – все? Пока да.

Рейтинг@Mail.ru