Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Меркулов Филипп

Исполнительный, послушный... Ответственный?

Какие педагогические действия и усилия необходимы, чтобы наш ученик не оказался перед жизнью с поднятыми руками?

Ближе к концу года одна за другой проводятся в школе важные контрольные, олимпиады, конференции. От учеников требуются сосредоточенность, пунктуальность,  аботоспособность. А они по-прежнему легкомысленны: все забывают, ничего не делают  в срок, не исполняют обещаний. «Дети совершенно безответственны», – сетуют педагоги. Что на самом деле имеется в виду? И можно ли способствовать развитию этой важной черты характера, если и в самом деле ребенок пока не научился предвидеть последствия собственных поступков и решений?

О точности формулировок

«Ответственный человек» – кто это? Ученики начальной школы формулируют четко: «Ответственный – значит хороший, слушается маму и учительницу, сразу делает все, что скажут».
Конечно, у ответственных людей развито чувство долга. Но один из главных критериев – сознание того, что все удачи и поражения связаны в первую очередь с тем, что ты сделал (или не сделал), а вовсе не с происками недоброжелателей или фатальными обстоятельствами. Именно это сознание следует укреплять в ребенке, помогая ему добиваться успеха и оценивать, насколько этот успех связан с его личными усилиями.
Человек, считающий себя в ответе за результаты своей работы, будет стремиться сделать ее как можно лучше, поскольку в этом залог его высокой самооценки, уверенности в собственных силах. При этом неудачи также воспринимаются ребенком как следствие его неточных действий, недостаточно продуманных поступков. А не как наказание за непослушание или нарушение запретов.
При этом другая крайность – объяснение всякой неудачи не оплошностью, не недостатком стараний, а собственной неспособностью (я ленивый, рассеянный, глупый, злой) – признак достаточно тревожный. Ощущение личного несовершенства парализует волю ребенка. Или становится оправданием на все случаи: «Я и не буду ничего делать, все равно не получится – я же глупый».

На грани

Ответственность формируется на грани свободы действий, возможности выбора (если все в руках взрослых, то за что же отвечать, если каждый шаг предопределен, то в чем же личная заслуга или вина?) и достаточно четкой системы контроля.
Ответственность формируется на грани долга и желания. Не стоит убеждать ребенка, к примеру, что он учится для себя, он чувствует, что ему лично нужно нечто совершенно иное по сравнению с тем, что происходит в школе, но есть обязанности, которые приходится выполнять не ради туманного будущего.
Желания, мотивирующие ребенка что-то делать, а потом отвечать за свои действия, могут быть разными. Одно из наиболее возвышенных – интерес к предмету, стремление к качественному результату. Достаточно часто ребенок пытается заслужить одобрение взрослых, родителей, педагогов. Большинство детей хотят взаимодействовать с одноклассниками, друзьями. Ответственность перед группой осознается детьми порой раньше, чем ответственность перед учителями, семьей, перед самим собой, в конце концов.
Педагоги нередко используют детское стремление быть членом коллектива для того, чтобы заставить ученика выполнить что-то трудное и не слишком увлекательное.
Но ответственность перед группой – сложная вещь. И она не должна становиться средством шантажа: ты всех подводишь, ты позоришь класс (семью, учителя), ты огорчаешь нас. Страх, вина – не лучшие стимулы для развития ответственности, скорее, для возникновения разнообразных комплексов.

О пользе и вреде анонимности

Анонимность, нечеткое распределение обязанностей в группе – плохое условие для формирования ответственности. Если надо что-то сделать, важно заранее определить, кто чем будет заниматься и за что отвечать. Конечно, в том числе и с точки зрения возможности. Тогда не будет нудных препирательств: а почему я? И нельзя будет сделать вид, что к тебе придираются.
Ответственность у ребенка повышается, если он может менять роли в группе. Из исполнителя превращаться в организатора, руководителя. Отвечать за свой участок работы и за общий результат, за деятельность друзей. Это разные грани ответственности, представление о том, как важно усилие отдельного человека, как много могут сделать люди, соединив усилия.

В равноправном диалоге

Ответственность требует уважения. Предоставления необходимых условий, признания права действовать по-своему.
К примеру, закончился урок, ребенок не сдает работу (рисунок, сочинение, контрольную). Он хочет выполнить задуманное, довести труд до того результата, который считает достойным себя самого. Нередко учитель непреклонен: «Сдавай, что успел». Его можно понять. С точки зрения грядущих экзаменов важно научиться укладываться в отведенные сроки. Как же совместить авторскую ответственность и суровый регламент?
Первый шаг – информированность. Необходимо удостовериться, что ребенок услышал требование сдать работу, осознал, что сданные после звонка работы не засчитываются.
Второй шаг – предоставить право поступить по-своему: не отбирать насильно листочек, не кричать, не пугать.
Третий шаг – дать возможность столкнуться с последствиями решения и сделать конструктивные выводы. Педагог не отказывается принять, он не отказывается проверить, обсудить с автором достоинства и недостатки. Но отказывается засчитать результат (выставить оценку в журнал).
Не стоит бояться, что данным условием воспользуются двоечники в стремлении избежать очередной «пары». Как правило, они сдают работы в числе первых. Им нечего доделывать, не над чем размышлять.
А вот с ответственным автором, предпочитающим потерять заслуженную пятерку, но добиться качественного результата, можно поговорить, всегда ли это правильный выбор. Бывают ли ситуации, когда предпочтительнее пожертвовать качеством, но соблюсти правила? Где потерялись недостающие пять минут? Как их сэкономить, чтобы в следующий раз уложиться в срок? Что мешает следить за временем?
Поскольку работа не засчитана, можно предложить ученику переписать ее. Теперь уже в оговоренных нормативом рамках.
Вообще право решать хоть что-то способствует формированию ответственности у ребенка в большей степени, чем строгий контроль, хотя и без контроля не обойтись.
Ученик всегда что-то должен: выучить, написать, прочитать, сдать. Это не его выбор, не его решение. В общем, не совсем его ответственность. Но делать придется. Таковы правила игры. Закон жизни.
А вот как делать – это ответственность ребенка. Значит, ему и выбирать. Способ работы, время выполнения, срок сдачи, форму. Выбор окажется осознанным, если педагог точно определил объем работы, срок выполнения, заранее оговорил критерии оценивания.
В самых критичных случаях ученик способен только договориться с учителем о времени дополнительных консультаций. Он пока не может работать сам. Но зона его ответственности – прийти на эту консультацию. Продумать и самостоятельно осуществить хоть одно крошечное действие.
Мысленно распланировать деятельность – это уже приступить к ее осуществлению. Уже принять на себя ответственность за нее. В случае удачи станет ясно, как именно данному ребенку легче учиться. В случае неуспеха – каких ошибок лучше не повторять. Умение рефлексировать, осознавать свои действия необходимо для формирования внутренней ответственности у ребенка.

Недреманное око

Контроль, как всеми признано, обязателен, если мы хотим формировать у ребенка чувство ответственности. И чем слабее развито это качество у детей, тем чаще приходится давать им представление о последствиях поступков. Но дистанцию важно увеличивать, чтобы ребенок почувствовал, что сам отвечает за свою работу. К примеру, поначалу задания проверяются в тот же день, потом даются на неделю. Наконец, на месяц. Для подстраховки педагог время от времени напоминает, предлагает задавать вопросы о том, что не получается, просит рассказать, как продвигается работа.
Большое задание можно разбить на части. Один ребенок попросит (или мы ему предложим) проверять у него каждую часть отдельно. Другой захочет (и мы согласимся) сдать сразу весь объем, а выполнение отдельных частей распланирует и будет контролировать сам.
Важно объяснить смысл работы, чтобы ребенок был движим не только чувством долга и необходимости, но и пониманием, какие навыки он развивает, к какому результату может прийти.

Может пригодиться

Групповая работа в классе помогает детям почувствовать ответственность как за себя, так и за общее дело.
Составляем столы попарно. Вокруг каждого такого «островка» – пять учеников. Группы формируются по желанию детей – сроком на одну тему (один модуль). В случае явной неработоспособности группы (слишком мало знаний и слишком много шума, за который начисляются штрафы) появляется повод обсудить ошибки в выборе партнеров или ответственность за взаимодействие с выбранным напарником.
Каждая группа может за время работы над темой заработать 20 баллов (при желании эти баллы легко конвертировать в традиционные отметки). За выполненные задания разной сложности группа получает от преподавателя разноцветные наклейки (или отметки маркером в таблице): красная – три балла, желтая – два балла, зеленая – один. Штраф (за шум, за недочеты в выполнении задания) – черная метка. Минус балл.
Как только одна из групп заработает те самые 20 баллов (понятно, что заданий должно быть с избытком, в расчете на штрафы), раздача новых заданий прекращается. Остальные команды подсчитывают свои результаты. Пытаются понять, что помешало добиться максимального успеха, как лучше взаимодействовать, готовиться, на чем сэкономить время. Перед началом следующего модуля можно при желании поменять состав группы, с согласия всех заинтересованных лиц.
С одной стороны, такая система дает ученикам почти мгновенную обратную связь: несколько минут на выполнение задания – получаешь наклейку. С другой стороны, есть отсроченный результат, долговременная стратегия.
С одной стороны, есть личная ответственность, личный вклад в коллективный успех, с другой стороны – ответственность за одноклассника, который должен вместе с группой решить задачу, уметь сформулировать правило.
Задания для группы делятся на коллективные (предусматривающие распределение обязанностей), индивидуальные (предназначены для проверки уровня понимания конкретного ученика), домашние (их можно подготовить после уроков), классные (они выполняются только в кабинете), репродуктивные (педагог объяснял тему), исследовательские (найти информацию, проанализировать ее, сделать выводы). Все задания группа сначала проверяет общими усилиями, а потом предъявляет учителю.
Конечно, есть «слабые» ученики, которые будут в лучшем случае списывать у «сильных». Что ж, для начала и это неплохо, многие не утруждают себя даже списыванием. В то же время необходимость отвечать на вопросы при сдаче коллективного задания заставляет вникать в существо дела, что-то учить, понимать.
Для поощрения активности робких и молчаливых детей можно начислять дополнительный балл команде, если при защите коллективного задания высказался каждый.

Рейтинг@Mail.ru