Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Русскому языку придали стимул

В Санкт-Петербурге представили программу языковой адаптации мигрантов

Языковая и социальная адаптация несовершеннолетних и взрослых мигрантов – одна из актуальных образовательных проблем. Сегодня самую высокую квоту на привлечение иностранной рабочей силы получил Санкт-Петербург. В связи с этим проблема адаптации приезжих работников в северной столице стоит особенно остро. О том, как решается эта задача, рассказали представители Санкт-Петербурга на недавней пресс-конференции в РИА «Новости».

Поскольку успешная адаптация иностранцев невозможна без знания русского языка, в северной столице на базе РГПУ им. Герцена организована подготовка и повышение квалификации учителей-словесников (в том числе по специальности «Русский язык как иностранный»), издаются методические пособия для преподавателей и буквари для детей мигрантов.
Эти мероприятия проводились в рамках программы «Толерантность», действовавшей с 2006 по 2010 год, а ее логическим продолжением стала программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры и толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы.
В числе направлений программы – создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся-мигрантов и содействие адаптации взрослых.
Однако помимо официальных проектов, которые, как известно, не всегда оказываются эффективными, существуют инициативы «снизу», со стороны гражданского общества.
В семьях мигрантов, как правило, говорят на родном языке, поскольку родители зачастую русского языка не знают или владеют им на крайне низком уровне. Поэтому специалисты считают необходимым организовать курсы для взрослых мигрантов, в том числе и для того, чтобы ускорить их адаптацию.
Интересен опыт петербургской школы сервиса «100 профессий», которая открылась в апреле 2009 года, без поддержки городской администрации, по инициативе частных лиц. Помимо подготовки и переподготовки иностранных граждан по различным профессиям, которые проводятся за средства работодателей или самих слушателей, в школе организованы бесплатные курсы по изучению русского языка, психологии общения, а также истории России и Санкт-Петербурга – то есть всего того, что необходимо приезжим, оказавшимся в незнакомой стране.
Однако, как рассказала в своем выступлении на пресс-конференции создатель школы Ирина Воронова, если на профессиональные курсы приходят тысячи, то количество желающих изучить основы русского языка – не более 100 человек в год.
Как отмечают специалисты, если у детей мигрантов есть стимул изучать русский язык – для того чтобы получить образование и в дальнейшем устроиться на престижную работу, то у взрослых нет ни времени, ни сил на решение этой проблемы.
Между тем, по оценкам экспертов, более половины гастарбайтеров, прибывающих в нашу страну, русским языком не владеют.
Заведующая кафедрой межкультурных коммуникаций РГПУ им. А.И. Герцена Ирина Лысакова считает, что тест на знание русского языка должен стать обязательным условием при получении российского гражданства и приеме на работу – по аналогии с европейскими странами.

Рейтинг@Mail.ru