Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Меркулов Филипп

Стрессовая ситуация становится рабочей

Если педагог воспринимает ее как средство выявить свои профессиональные проблемы

В середине года атмосфера в школе становится все более напряженной: конфликты, обиды, нервные срывы как у педагогов, так и у детей. Есть всем известные причины стрессовых состояний и столь же известные рецепты борьбы со стрессом.  Однако у преподавателей и учеников существуют свои специфические причины для беспокойства. Вероятно, так же как и свои особенные приемы сохранения душевного равновесия. Кстати, модное слово «стресс» в переводе с английского означает еще и «подчеркивать», «делать акцент на чем-то». Иначе говоря,  можно предположить, что стресс – это способ выявить проблему, которую мы, как правило, в состоянии решить. Пусть не глобально, но хотя бы для себя лично.

«Я не успеваю пройти программу»

Время – самый острый дефицит в работе учителя. И чем ближе к финалу, к экзаменам, итоговым контрольным, тем острее снедающая педагога тревога: «Я ничего не успеваю. Некогда углубиться в сложные вопросы, отработать, закрепить базовые умения. Нет времени даже просто рассказать все положенные темы». В этом году ситуация усугубляется еще и из-за полуторанедельного карантина…
Попробуем уяснить для себя: что я понимаю под прохождением программы? Рассказать и объяснить ученикам некоторые главы из учебника? Обсудить с ними спорные вопросы? Дать представление о существенных понятиях? Предложить применить полученную информацию? Научить всех всему или каждого чему-то особенному?
Еще одна тема для размышления: почему я так тороплюсь угнаться за напряженным ритмом поурочного планирования? Желание поспеть за программой связано с пониманием важности каждого ее пункта? С попыткой избежать упреков от многочисленных проверяющих (и родителей)? Стремлением быть не хуже коллеги из параллельного класса, которая ушла на три параграфа дальше?
Не менее важно определить область персональной ответственности и границы свободы. Есть ли у меня право выделить важное, чему-то уделить больше времени, а что-то пробежать галопом, соблюдая формальности, естественно, чтобы избежать вышеупомянутых упреков? Чему я могу (должен) отдать предпочтение? Тому, что особенно пристально будут проверять? Тому, что наиболее интересно (доступно) данному классу, с учетом его уровня, особенностей детей? Тому, что признается полезным для современной жизни?
В конце концов, можно составить список приоритетов, на которые не жаль потратить время, несмотря на катастрофический его дефицит. К примеру, на формирование у детей собственных представлений о той или иной проблеме. На осмысление и оценивание вместе с учениками результата, пройденного пути. Могут быть и другие приоритеты. Увы, выбрав самое важное, все остальное придется делать максимально организованно, технично. Как ни ужасно звучит, формально. Это неизбежно, а может, и не страшно. Поскольку, серьезно поразмыслив над множеством непростых вопросов, мы поверх государственной, утвержденной программы (не отменяя и не отказываясь от нее) выстраиваем некоторую стратегию и освоения предмета, и отношений с классом, и развития детей, и собственного профессионального роста. А с этой точки зрения отпадает проблема гонки за лидером. Остается стремление следовать избранной линии, воплощать замысел. И проверять эффективность намеченного пути.

«Дети чудовищно неорганизованны, ничего не делают в срок»

Педагог, контролируя и распределяя время, оперирует достаточно продолжительными его периодами. Совершая что-то сегодня, он думает о конце года, о том, как сегодняшняя ситуация отразится на учениках через несколько лет, когда они будут заканчивать школу. Дети, напротив, живут минутой. Им необходим результат прямо сейчас. Поэтому они не склонны прикладывать длительные усилия, совершенствовать и доделывать, обращать внимание на «мелочи». При этом ребятам кажется, что они в школе «навеки», значит, спешить некуда. Учитель же сознает, что время урока, учебы – ограничено, а поставленные задачи масштабны. И для него каждая потерянная минута – трагедия.
Как бы мы ни сердились на учеников, отвлекающих нас «лишними» вопросами и разговорами на уроке, как бы нас ни возмущало их вольное обращение со сроками («ну я же принес сочинение, какая разница – вчера или сегодня?»), мы понимаем, что вводим их не только в мир определенной науки, но и являемся до некоторой степени проводниками во времени. Живя с детьми настоящим, открываем им перспективы будущего. Открытие – это всегда остановка, пауза. Чтобы позволить ученикам выйти из привычных рамок, придется замедлить темп, остановить мгновение. Расширение временных границ – дело неспешное.

Проблемы дисциплины

Урок проходит в постоянном шуме. Дети болтают, мы делаем замечания, сердимся. Если в начале года мы утешали себя надеждами, что шумные ученики постепенно привыкнут к нашим требованиям, втянутся в рабочий процесс, в конце зимы мы просто злимся на по-прежнему не утихающих школьников, впадаем в отчаяние, ощущаем свое бессилие.
А почему, собственно, нас так раздражает этот шум?
Первое: он, возможно, слишком явно свидетельствует о том, что дети уроком не интересуются, никакой осмысленной работой не заняты. Какие бы выводы мы ни делали из этого факта (дети ужасные – я никуда не гожусь), настроение становится хуже некуда. И не хочется больше заходить ни в шумный класс, ни в школу вообще.
Второе: мнение администрации и коллег (родителей тем более!) об учителе во многом зависит от уровня дисциплины, которую он способен обеспечить на уроке. Как правило, «внешние» люди не способны помочь педагогу изменить поведение «нарушителей порядка», зато своим осуждением (так же как сочувствием) лишают его остатков уверенности в своих силах, самоуважения.
Один из способов возвращения оптимизма – прислушаться к тому, как ведут себя ваши говорливые дети на уроках других преподавателей. Может, то, что вам кажется безобразным нарушением порядка, кто-то другой способен принять как вариант нормы, проявление естественной подростковой живости. И значит, надо просто постараться привыкнуть к тому, что на занятиях не так тихо, как в музее, а допускается достаточно оживленный обмен мнениями.
К шуму на уроке стоит прислушаться – и, может быть, с удивлением обнаружить, что ребята обсуждают не всякие глупости, а вполне учебные темы. Да, слишком шумно решают задачки, перебивая друг друга, выкрикивают версии ответа. Что ж, это повод придумать на уроке групповую работу, да еще и с соревнованием, чтобы «узаконить» споры, азарт. Но при этом ответственность за соблюдение разумного уровня порядка разделить с учениками.
Наше спокойствие заразительно действует и на детей, и на коллег. Спокойствие – не проявление внутреннего безразличия, не попытка уйти от проблемы, «закрыть на нее глаза». Это конструктивное и непредвзятое отношение к реальности.

«Родители учеников без конца предъявляют какие-то нелепые претензии»

Ближе к концу года все горше и горше обида некоторых родителей на низкие оценки любимых детей. И виноват в этом, по их мнению, педагог, недостаточно внимательный, квалифицированный, предвзятый, мягкотелый… Об этом разгневанные мамы и сообщают учителю при встрече, добавляя, что «вот с другим учителем в прошлом году (в другой школе) у мальчика были только успехи и никаких проблем». Преподаватель в данной ситуации совершенно беспомощен. Что ему делать? Оправдываться? Бессмысленно. Его доводы не будут услышаны. Перейти в контратаку? Опасно. Разгоревшийся конфликт непременно отразится на ребенке. Молча с достоинством выслушать вздорные обвинения? Потом придется приводить себя в чувство валерьянкой и нервно мерять давление.
Однако как ни хочется побыстрее уйти или «поставить на место» гневную маму, важно постараться понять, в чем она на самом деле нуждается, требуя повысить отметки, спрашивать почаще (или пореже), не обращать внимания на неразборчивый почерк. Необходимо за внешней формой жалобы (порой совершенно недопустимой, бестактной) увидеть действительный запрос.
Иногда маме просто необходимо удостовериться, что ее ребенка в школе ценят, относятся к нему бережно. Или она переживает из-за того, что не в состоянии правильно воспитывать сына, и старается разделить свою тревогу (и ответственность) с педагогом. Бывает, она действительно указывает педагогу на его ошибки в отношении данного ученика. Она лучше других видит последствия школьных нагрузок для ребенка.
Если постараться ответить на настоящую потребность родителей, есть шанс наладить диалог хотя бы на сегодняшний вечер.
Задача ведь не в том, чтобы кто-то кому-то доказал свою правоту, превосходство. Главное – обеим сторонам извлечь пользу из происходящего.

«Все меняется слишком быстро и непредсказуемо, я уже не понимаю, на каком я свете»

Каждый день мы слышим разговоры о модернизации образования. Нам сообщают (обычно мнение рядовых преподавателей никого не интересует), как изменится школа в ближайшие годы: новые стандарты, программы, новые формы итоговой аттестации, схемы финансирования. А что случится с каждым из нас? Сумеем ли мы встроиться в новую систему? Справимся ли с надвигающимися трудностями?
Известно, что чем сложнее становится система, тем менее она предсказуема. Невозможность контролировать ситуацию нервирует. И это с учетом гиперответственности, присущей педагогам. Как можно нести ответственность за то, чем не в силах управлять?
К тому же, по общему мнению, учитель – это человек, который просто обязан держать под контролем массу вещей: дисциплину, уровень знаний учащихся, прохождение программы, свои эмоции.
Как ни банально прозвучит, но нам придется вместе с учениками учиться жить в непредсказуемом, меняющемся мире. И единственная возможность – приобрести такой запас прочности, чтобы суметь эффективно действовать в неожиданных условиях. С одной стороны, это уже имеющийся осознанный опыт, на который всегда можно опереться, воспринимая при этом каждую ситуацию как уникальную. С другой – постоянное освоение новых областей. Это прибавляет нам уверенности, повышает самооценку. Внушает надежду, что, как бы ни изменились внешние нормы, мы сумеем сохранить себя и то, что считаем ценным.

Верный способ поднять самооценку

Сколько бы ни было сомнений и тревог, у педагога есть один верный способ поднять себе настроение и поверить в собственные силы. Достаточно подумать про успехи выпускников, их научную или деловую карьеру, счастливую семейную жизнь. Вспомнить победы нынешних учеников – не только отличников, но и самых слабых детей, которые преодолели трудности действительно благодаря вашим усилиям. А ведь бывают удачные уроки, после которых ребята не спешат убегать на перемену, интересные разговоры, приятные сюрпризы…
И конечно, очень вдохновляет мысль о неизбежных летних каникулах, какими бы далекими они сейчас ни казались.

Рейтинг@Mail.ru