Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2010
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

Ключарева Наталья

NON/FICTION-2010: книги, встречи, проекты

Главные события XII Международной выставки-ярмарки интеллектуальной литературы – в нашем репортаже!

Такое ощущение, что в этом году выставка-ярмарка интеллектуальной литературы NON/FICTION первый раз за все время своего существования заявила о себе в полный голос. Будто устроители наконец отбросили ложный стыд и опасения не угодить публике, оказаться неинтересными, ненужными, недоступными, и в результате событие шагнуло далеко за границы узкого круга посвященных. 

В нынешнем году NON/FICTION впервые позиционировала себя как просветительский проект. Раньше, конечно, тоже предпринимались попытки как-то вовлечь в интеллектуальную орбиту детей и подростков, но детская программа ярмарки больше тяготела к развлечению, чем к серьезному разговору, а уголок, громко именовавшийся «Территорией познания», походил на детскую площадку в супермаркете, куда родители могут на время сдать ребенка, чтобы не мешал делать покупки.
В этом году на NON/FICTION успешно дебютировала программа «Открытый урок литературы». Известные московские педагоги и литературоведы каждый день собирали настоящий аншлаг: многим старшеклассникам приходилось даже сидеть на полу из-за нехватки мест.
Заслуженный учитель России Лев Соболев разбирал с пришедшими школьниками последний акт «Вишневого сада», показывая им способы пристального, «режиссерского» прочтения пьесы, когда взгляд не скользит по тексту, а останавливается буквально на каждом слове.
Учитель и главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков посвятил свой открытый урок искусству абсурда. Старшеклассники с азартом расшифровывали стихотворение Заболоцкого «Движение», а Сергей Волков помогал им репродукциями картин художников-авангардистов.
Преподаватель Литературного института Игорь Волгин прочел блестящую лекцию о литературных дебютах XIX века. Школьников никто не принуждал конспектировать, но многие непроизвольно открывали тетради, чтобы записать отточенные формулировки лектора. Например, такую: «У Достоевского было два дебюта: ночь, когда Некрасов прочел «Бедных людей», и утро на Семеновском плацу…»
Завершился просветительский проект NON/FICTION выступлением литературоведа Людмилы Сараскиной, которая представила биографию Солженицына как художественное произведение, показав, что человеческая судьба часто складывается по законам литературного сюжета.
Детская программа ярмарки в этом году отличалась серьезностью. Организаторы поставили перед собой задачу помочь детям научиться думать о самых важных в жизни вещах. Российские и зарубежные психологи, педагоги и философы объединились для двухдневного семинара, посвященного человеческим ценностям.
Детей учили задавать вопросы и искать ответы, а главное – отличать ценности от «подменяющих понятий». В рамках семинара все дни проходила акция «10 минут о ценностях». Каждый детский писатель или художник, приходивший на ярмарку, выступал перед детской аудиторией с десятиминутным монологом о своих жизненных ценностях.
Параллельно проходила дискуссия с участием родителей, педагогов и психологов на тему «Как говорить с детьми о смерти».
В рамках детской программы состоялся и серьезный разговор с подростками об исторических событиях ХХ века. Общество «Мемориал» представило проект «Рассказы для будущего». Несколько старшеклассников встретились с людьми, пережившими репрессии, а потом подготовили и представили на выставке устные рассказы об их судьбе.

Еще одно знаковое событие произошло на NON/FICTION 2010 года. Выставка интеллектуальной литературы всегда пыталась быть не только пространством запечатленной в книгах мысли, но и местом, где осмысление действительности происходит вживую, здесь и сейчас. Однако все дискуссии и «круглые столы» прошлых лет были как-то искусственно сужены, замкнуты исключительно на судьбах интеллектуальной литературы.
В этом году живая мысль впервые выплеснулась за цеховые рамки. Правда, сделано это было не собственными силами, а с помощью почетного гостя NON/FICTION 2010 – Франции, которая привезла в Москву целый десант современных французских философов.
Все дни на выставке шли настоящие философские марафоны – непрерывные выступления наших и французских мыслителей, пытавшихся с разных точек зрения (от антропологической до экономической) ответить на вопрос: «Что делает человека человеком?»
Выступала на NON/FICTION и легендарная Юлия Кристева, французский психоаналитик, семиотик, переводчица и популяризатор Бахтина, ученица Жака Лакана и Клода Леви-Стросса. В рамках философской конференции при полном зале Кристева, в 90-е годы занимавшаяся анализом культуры бунта, прочитала лекцию «Как мыслить свободу сегодня».
Еще одна лекция на тему «Человек как воспитатель и воспитуемый» была в эти дни прочитана Юлией Кристевой в МГУ. Запись лекции можно найти на сайте Всероссийского интернет-педсовета: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=74&showentry=10881&st=10.

Главным литературным событием выставки, прошедшим, правда, очень скромно и почти незаметно, стал выход в свет сборника стихов Александра Введенского. Тексты Введенского, в отличие от Хармса, щедро издававшегося в постперестроечное время, до этого года были доступны в основном только в интернете. Двухтомник издательства «Гилея», выпущенный в 1993 году, давно уже стал библиографической редкостью и предметом зависти нескольких поколений филологов. С тех пор стихи Введенского больше не издавались. И только в ноябре 2010 года издательство ОГИ выпустило составленный филологом Анной Герасимовой 700-страничный сборник Введенского «Всё», куда вошли действительно почти все наиболее известные тексты поэта.
Еще один масштабный поэтический проект представил на выставке Фонд содействия образованию и науке. Фонд выпустил самое полное на сегодняшний день – четыре объемные книги – Cобрание сочинений поэта Ольги Седаковой. В первый том вошли почти все ее стихи, во второй – переводы (от посланий Антония Великого до стихов Пауля Целана), в третий – литературоведческие статьи, размышления о поэзии, воспоминания о поэтах-современниках, в четвертый – эссе на этические и философские темы, включая знаменитую публичную лекцию Ольги Седаковой «Посредственность как социальная угроза». Сам четырехтомник еще не успел выйти из печати (его появление в книжных магазинах ожидается только в январе 2011 года), но издателям очень хотелось представить его именно на NON/FICTION.
Большой интерес у публики вызвала презентация двухтомного учебника литературы, вышедшего в издательстве «Лимбус Пресс». Книга называется «Литературная матрица» и имеет подзаголовок: «Живой учебник отечественной словесности» (в предыдущем номере «ПС» писало об этом проекте). Как объясняют издатели, «Матрица», где о писателях-классиках рассказали современные литераторы (Сергей Гандлевский, Андрей Битов, Людмила Петрушевская и др.), призвана стать «альтернативой стандартному школьному учебнику литературы». На самом деле изучать по «Литературной матрице» школьную классику вряд ли получится, зато это неплохой материал для знакомства с эстетическими и этическими взглядами самих авторов учебника.
Из долгосрочных издательских проектов стоит обратить внимание на изданный в этом году второй том трехтомного Cобрания сочинений Осипа Мандельштама (издательство «Прогресс Плеяда»). В этот том вошла проза поэта, причем около половины объема книги занимают комментарии. Составитель собрания сочинений – Александр Мец, подготовивший не одно издание Мандельштама.
Интересна также шестая книга восьмитомника Андрея Платонова (издательство «Время»), куда вошли детские рассказы и сказки писателя. Платонов, сотрудничавший со многими детскими журналами, всю жизнь пытался издать сборник своих произведений, героями которых являются дети. Существовало множество вариантов этого сборника, которые он из года в год рассылал в разные редакции, неизменно получая отказы (часто при положительных и даже восторженных внутренних рецензиях). Несбывшаяся мечта Платонова – книга о детях – увидела свет только в 2010 году.
 Из собственно детских книг наиболее ярким событием выставки стала серия «Отражения» издательского дома Мещерякова. В этом году в серии вышли две книги, каждая из которых прежде всего бесконечно красива, ведь в оформлении использованы работы мировых классиков детской книжной иллюстрации. Это «Сказки об эльфах и троллях» с иллюстрациями Йона Бауэра и «Питер Пэн», проиллюстрированный Артуром Рэкхемом.

Рейтинг@Mail.ru