Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ПЕДАГОГИКА СОЦИУМА


Кожурина Людмила

«Культурная антропология: новые подходы к детству»

Так называлось выступление Анатолия Прохорова, ученого-математика, культуролога, художественного руководителя проекта «Смешарики», на недавнем семинаре в ГУ-ВШЭ

Психологические знания о ребенке естественны для воспитывающих, а вот культурно-антропологический багаж детства нам пока не так близок. Но если раньше было понятно, к какому будущему надо готовить детей, то сейчас задача школы, задача семьи – неясна. Мы живем в эпоху, когда будущее структурно не простроено, нет инструкций, которые составляют корпус культуры. В такой ситуации мы вынуждены занимать не охранительную позицию по отношению к нашей культуре, а поощрять новое. Метафорически ее можно представить как ситуацию «иммигрант приехал в чужую страну». И он буквально выталкивает своих детей в неизвестную среду. Вперед выходит способность быстро учиться другому…

Путешественники по возрастным цивилизациям

Кто структурирует сегодня будущее? Дети. И новые технологии, которые они осваивают. Межпоколенческая ситуация такова, что дети учат своих родителей. Это и впрямь миграция во времени, но не в социальном, а в персональном. Описание жизни человека как возрастной миграции сегодня необходимо.

Известно, что возрастная психология выделяет восемь возрастных укладов (по Эриксону), но когда мы говорим о том, что является общим для каждого, о тех культурных инструкциях, предписанных каждому, то есть с позиций культурной антропологии, мы говорим о возрастных цивилизациях.

Возрастная цивилизация – это самая объемлющая общность людей с одним типом жизненного уклада, базирующимся на соответствующей ценностной карте «я в окружающем меня мире», со своим языком. Каждая имеет свой набор имманентных функций и ценностей.

Возрастные цивилизации – это самые протяженные по времени «мы», внутри которых каждый чувствует себя как дома и отличает себя от всех остальных «других поколений». Структурно они поразительно стабильные: люди растут, меняются, идет постоянное обновление «носителей», но сам тип и структура каждой из возрастных цивилизаций воспроизводятся вновь и вновь с невероятной устойчивостью, являя полный возрастной цикл человечества.

Перечень жизненных качеств возрастных цивилизаций известен, я его приведу, добавив информацию о ведущей деятельности в каждой:

I. 0–1 год. Базисное доверие (или базисное недоверие). Эмоционально-непосредственное общение.

II. 1–3 года. Автономия, самостоятельность (или стыд и сомнение). Орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста.

III. 3–6 лет. Инициативность (или вина). Сюжетно-ролевая игра дошкольника.

IV. 6–11 лет. Трудолюбие (или чувство неполноценности). Учебная деятельность младшего школьника.

V. 11–20 лет. Эго-идентичность (или ролевое смешение). 1-я фаза (до 15 лет): личностное общение подростков; 2-я фаза: профессионально-учебная деятельность в юности.

VI. 20–25 лет. Интимность (или изоляция).

VII. 25–65 лет. Продуктивность развития уникальности личности (или застой, вызванный согласием быть удобным для общества).

VII. 65 и далее. Эго-интеграция, цельность (или отчаяние и страх).

Детская жизнь: воспитание или фундаментальное проживание?

До 20 лет ребенок проживает пять возрастов, это пять специфических укладов жизни со своими цивилизационными кодами.

Однако в обществе доминирует взрослая цивилизация (25–65 лет), она главная, а все детское, как и старческое, считается побочным. Тотальный взрослоцентризм общества очевиден, культурно-политическая колонизация детства (оппозиция «культурное/варварское») – явление общепринятое. А инструментом культурного колониализма служат воспитание, педагогика. Обращение ребенка в свою веру, веру взрослых, начинается с малолетства: поступай так и так. Делай, как мы. Считается, задача взрослой цивилизации – воспроизводство своего уклада. Мы должны вырастить человека! И сделать это как можно быстрее, эргономичнее. Но ведь это прикладная задача. Когда решают ее, ребенок воспринимается как культурно-экономическая нагрузка, родительская или педагогическая повинность.

Между тем фундаментальная задача взрослой цивилизации – поддерживать передачу, эволюционное развитие и обновление культурных норм общества. И этого не произойдет, если взрослые не будут обеспечивать воспроизводство детских цивилизационных укладов в их собственной органике и глубине. Подмечать, поддерживать, проявлять, укоренять глубинные нормы сакральной культуры в жизненном укладе детей. Проращивать всходы. Тогда будет надежда, что они явятся в качестве норм во взрослой жизни.

Когда решают такую задачу, происходит равноправно-напряженный процесс группового проживания ценностей разных укладов. Тогда семья – место для жителей разных половозрастных цивилизаций. Витальный потенциал такой семьи очень высокий.

Взросление в таком ракурсе – процесс протаскивания себя сквозь разные возрастные цивилизации. Например, задача ребенка до года – обретение уверенности в себе. Если уверенность ломается, человек теряет особенно важный ресурс. Сегодня уверенность человека считается ведущим качеством личности. Это сразу скажется: в возрасте до пяти лет он уже не предъявит ту бешеную динамику развития, которую мог бы, которую от него, быть может, ждут.

Психологам известно: если человек не прожил должным образом тот или иной возрастной период, он оставил там кусок личности, и как следствие – психозы, неврозы, прочие срывы.

Человек живет непрерывно, он живет качествами и состояниями. Но что происходит, когда взрослые усиленно тянут ребенка в свою цивилизацию, тащат на веревке, проще говоря – занимаются его социализацией?

Социальный человек живет результатами и событиями, взрослая цивилизация ориентирована на результат, и когда с этими мерками подходят к ребенку, который живет качествами и состояниями, его буквально выдаивают. Он все меньше чувствует себя, свои потребности, в то время как сама взрослая цивилизация демонстрирует огромный дефицит важных личностных качеств – либо не наработанных, либо утерянных.

А ведь что такое результат? Результат не ценность, а отход производства человеческого качества.

Если мы не понимаем этого, детства у детей нет. И только потому, что оно не существует для нас. Существует взрослоцентризм с его прикладным отношением к младшему миру. Детство скукоживается, и это печальный факт.

…Идеально сопровождать ребенка, наверное, никто не сможет, но достаточно хотя бы увидеть ситуацию иначе. Важно, какие внутренние задачи мы ставим перед собой, тогда они сами работают в нас. В любом случае внутренние ощущения всегда надежнее теоретических конструкций.

Мне кажется, если изменить общественное восприятие детства, тогда и общественное действие изменится, а потом, возможно, и государственная политика.

Рейтинг@Mail.ru