Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Меркулов Филипп

Тренируем экзаменационные навыки

Несколько рекомендаций, которые помогут вашим ученикам успешно справиться с любой проверкой знаний

Ближе к концу полугодия школьник еженедельно вынужден писать контрольные, тесты, зачеты. И все – важные, решающие. Кто-то начинает волноваться заранее, у кого-то самые тревожные моменты – в ожидании оценки. Но стресс переживает так или иначе каждый. Педагоги могут помочь ребятам научиться справляться с нервами и максимально успешно преодолевать учебные испытания. Навык полезный, особенно в преддверии грядущих экзаменов, где цена ошибки неизмеримо выше, а степень нервозности граничит с паникой. И лучше подумать об этом сегодня, а не в мае, когда останется только судорожно пить валерьянку.

Как готовить задания

Если у педагога есть возможность самостоятельно составить текст контрольной работы, стоит включить в нее разнородные задания, чтобы у детей была возможность переключаться. При большом количестве однотипных действий ребенок не столько отрабатывает заветный навык, сколько устает. У большинства включается так называемое «охранительное торможение», защита от переутомления. Ученик становится рассеянным, не доделывает работу, допускает нелепые ошибки. Даже у самых выносливых от монотонности падает активность.

Хорошо бы в формулировку заданий (особенно в расчете на слабых учеников) заложить своеобразный план действий. С чего начать, к чему прийти.

Вообще умение делить задание на части необходимо осваивать с ребятами постоянно. Оно важно в первую очередь для неуверенных в себе учеников, которые пугаются объемных задач: «Я никогда этого не решу». Но первый шаг, самый простой (подчеркнуть основы предложения, перенести данные из одной части уравнения в другую), кажется вполне посильным. А потом окажется, что и второй шаг не так труден… Иногда ребенку легче приступить к работе вместе со взрослым. Он не в подсказке нуждается, а в мелком указании: подчеркни, нарисуй, начерти…

Учитывая, что у детей разные ведущие каналы восприятия, в формулировке задания, в устных комментариях нужно использовать слова, облегчающие понимание разным ученикам: «Послушайте, представьте такое чувство, как будто…»

Как разговаривать с учениками

Правильная интонация педагога в разговоре с детьми помогает им успокоиться на контрольной. Однако слова успокоения подбирать надо осторожно. Вместо «не бойся, не волнуйся, это не страшно» предпочтительны позитивные высказывания «ты справишься, ты умеешь».

На контрольной не только замечания нужно делать аккуратно (взволнованного ребенка сердитый окрик надолго выбьет из колеи, даже если прикрикнули на соседа), но и хвалить сдержанно. Сильные эмоции, будь то огорчение, страх или радость, разрушают рабочее настроение. Достаточно одобрительного взгляда, улыбки. Ученик и без того должен ощущать себя обеспеченным всесторонней поддержкой взрослого.

Накануне решающего дня, давая задание повторить тот или иной параграф, можно рассказать ученикам о существовании кратковременной и долговременной памяти. Им для достижения успеха придется заставить работать именно долговременную память. Как это сделать? Сначала, когда учишь новый материал, даешь себе установку: «Я запомню это на всю жизнь». Но когда перед контрольной просматриваешь несколько уже знакомых страниц, нужно просто обратить внимание на заголовки, отдельные ключевые понятия, выделенные жирным шрифтом (или собственноручно подчеркнутые ярким маркером). Такое беглое повторение помогает закрепить информацию именно в долговременной памяти, которая и в стрессовой ситуации не подведет.

Все дети разные

Банально: все дети разные. Тех, кто обладает сильным характером, можно настраивать на преодоление сложных испытаний. Такая подготовка помогает им мобилизоваться. Менее стрессоустойчивые ребята, услышав слова о решающей контрольной, мгновенно теряются, не в состоянии вспомнить даже то, что прекрасно выучили. Им, для того чтобы продемонстрировать свои знания, нужна спокойная и знакомая обстановка.

Такие «трепетные» дети плохо ориентируются во времени. Им нужно тихо напоминать, сколько осталось сделать до конца урока, подсказывать, что данное задание пора завершать (или откладывать). Они много времени тратят на мелочи, вспомогательные действия (подчеркнуть по линеечке, еще и карандаш наточить, переписать страничку с помаркой), забывая о главном – записать ответы на бланке, ответить на вопросы на обратной стороне карточки. Помощь учителя на каком-то этапе детям со слабой нервной системой необходима. И не надо думать, что, привыкнув к подсказкам, ученики не смогут обойтись без них на экзамене. Смогут! Когда окрепнут внутренне.

Школьники с крепкими нервами в состоянии самостоятельно планировать свое время. Правда, последовательно решая одну задачку за другой, они порой не обращают внимания на «мелочи»: не заметил в формулировке вопроса «не», пропустил слово в предложении, забыл про знак при переносе числа. Педагог не в силах уследить за такими подробностями. Но он может заранее предупредить ребенка, где его «слабое место».

Детям-визуалам стоит посоветовать рисовать ключевые идеи и на изложении (тему каждого абзаца), и при решении задач (схему условия). В черновике допустимы любимые художества. Аудиалы должны шепотом читать себе вопросы или проверяемый текст.

Решающий момент

Многие ребята жалуются, что стоит им получить карточку с заданием, словно выключатель срабатывает: в голове становится пусто, будто и не учил ничего. Их нужно убедить, что неприятное ощущение полного невежества скоро пройдет. Достаточно подождать несколько минут, подышать глубоко, повертеть в пальцах какой-нибудь талисман (стеклянный шарик, счастливую монетку, заблаговременно спрятанную в кармане или в пенале). Хорошо бы подумать о чем-то хорошем, о том, например, как накануне готов был рассказать на уроке сложную теорему, просто не успел руку поднять. Запас таких оптимистичных мыслей – часто заслуга педагога, который время от времени, отмечая продвижение ученика, скажет: «Вспомни потом на контрольной, как хорошо ты это решил, как быстро нашел ошибку, ты разбираешься в теме!»

Прежде чем приступать к решению задач или ответам на вопросы, ребенок по совету учителя может набросать на черновике список недавно выученных формул или правил, словарных слов (несколько строчек, минут пять, не больше). Вероятно, именно эта информация ему сейчас и не пригодится. Зато уверенности в себе прибавится.

Многие дети не читают все задания перед началом работы, а сразу приступают к выполнению первого, затем второго… Это бережет время, даже иногда нервы (ученик не расстраивается заранее из-за пятого вопроса, совершенно непонятного). Но отсутствие целостного представления о предстоящей работе может сыграть с ребенком злую шутку. Он потратит много времени на одну из стартовых задач (возможно, безуспешно) и просто не успеет дойти до последней, вполне решаемой, но оказавшейся в самом конце листочка.

Предложите ребенку следующую тактику (придется потренироваться на уроке и дома): в течение 5–10 минут он прочитывает каждый вопрос и сразу на черновике карандашом помечает ключевые символы решения (там, где оно очевидно), необходимые формулы. Просто чтобы не забыть. В сложных вопросах нужно подчеркнуть понятные (знакомые) слова, словосочетания. И двигаться дальше, не пытаясь сразу найти ответ. Когда придет время вернуться к сложной задаче, все, что в памяти было связано с подчеркнутыми словами, «всплывет на поверхность» (момент урока, страница учебника). Так, глядишь, и решение найдется.

Психологическая поддержка

Время от времени нужно напоминать детям, что педагоги и родители тоже не сразу всему научились. Для окончательной нормализации детской самооценки, разбирая сложные задачи на доске, не постесняйтесь ошибиться, поправить себя (или дождаться, пока кто-то из ребят заметит ошибку), вместе проверьте правильность записи, вместе откройте словарь, справочник… Ошибка – это не страшно, а полезно (узнаешь новое), иногда еще и смешно.

Ребенку важно понимать, что вы цените его независимо от оценок в журнале и не считаете эти цифры мерилом ума и таланта человека.


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Магические предложения

Учебные неудачи детей часто связаны с неумением точно сформулировать проблему. Ребенок заявляет: я не понимаю (не конкретно данное правило или слова, а вообще), у меня не получается (не дроби делить или коэффициенты расставлять – все не получается, за что ни возьмись). Научиться осознанно работать с собственными пробелами школьникам помогут стандартные формулировки, проговаривая которые, дети сумеют правильно задать вопрос сначала педагогу (это уже победа!), а потом и себе.Памятку с этими формулировками (некоторые из них универсальны, некоторые подходят только для предметов естественно-научного цикла) дети должны распечатать и вклеить в каждую тетрадь, можно на первых порах разрешить пользоваться ею даже на контрольной:

В формулировке задания не понимаю смысл слова (словосочетания, схемы).

Не понимаю, о каком явлении идет речь в задании.

Не могу выбрать подходящую модель (из тех, что мы разбирали на уроках) для решения этого задания.

Сомневаюсь, можно ли здесь воспользоваться формулой (правилом)…

Не могу сделать рисунок (или график), схематически показывающий объекты или процессы, о которых идет речь в задании.

Для чего в условии сказано, что … ?

Не понимаю, как использовать эти данные.

Не знаю, от чего зависит … ?

Для решения задания нужно знать... а я не понимаю, как это выяснить.

Не знаю (не уверен), можно ли пренебречь в данном задании… (например: размерами тела, формой тела, влиянием другого тела и т.д.)?

Не понимаю, что нужно найти в задании (какую величину, или несколько величин, или отношение величин, или разность величин)?

Как (какой буквой) обозначить то, что нужно найти в задании?

Не могу найти (подобрать) такую формулу, в которую входят все или хотя бы несколько величин, данных или искомых в задаче.

Не могу выразить из формулы (из уравнения или из системы уравнений) искомую величину.

Полученное в ответе значение слишком большое, или слишком маленькое, или отрицательное (что для данной величины невозможно), или явно не соответствует ожидаемому результату, и я не понимаю, почему.

Вопросы учителя

Их нужно периодически задавать детям при разборе домашних и классных работ, чтобы побудить учеников пользоваться памяткой, тренировать умение самостоятельно определять область непонимания, а значит, поиска:

1. Что помешало тебе решить задание самостоятельно?

2. Какие вопросы ты задавал себе при решении?

3. Сформулируй вопрос, который ты должен был бы мне задать, чтобы правильно выполнить задание.

Рейтинг@Mail.ru