Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Монасевич Зоя, Малахова Ирина

Про звезды, рыб и пятна у гепарда

Спонтанный интерес существует в каждом детском вопросе. Но важно его удержать, развить и сделать основой для проектной работы

Как сделать школьное образование более осмысленным и личностно-значимым для ученика? Работать с его собственными вопросами, считают наши сегодняшние авторы, опробовавшие свою методику в работе с учениками начальной школы.

С чего начинается образование

С самого начала работы с первоклассниками мы старались сделать детские вопросы важной частью жизни в классе. Ловили момент возникновения вопроса, показывали его значимость. Например, идет урок русского языка. Артем опоздал, садится и говорит со всей детской искренностью и спонтанностью: «Я сейчас шел и видел звезды. А почему, когда светит солнце, их не видно, куда они исчезают?» Этот вопрос заинтересовал весь класс, дети наперебой говорили, кто что знает про звезды и космос, потом все решили записать название небесных тел и только после этого вернулись к русскому языку. Артем, маленький шестилетка, расправил плечи после урока. А для педагога было важно, что ребенок, не потеряв полноты чувственного созерцания звезд, получил новую пищу для размышлений, да и другие дети увидели, что учителю важны их вопросы и суждения.
Вопросы детей либо обсуждались по ходу урока, либо записывались на специальную доску или ватман.
Многим первоклассникам непросто было сформулировать вопрос, а когда начиналось обсуждение, ребенок мог потерять к нему интерес либо начать обсуждать что-нибудь другое. Здесь учителю важно не порицать ребенка за нескладную формулировку или за то, что не удержал интерес к своему вопросу. Ведь в этот момент ученик ищет свой личный смысл, получает опыт поиска своего вопроса, своего интереса.
К концу первого класса дети стали давать более четкие формулировки, а значимость детских вопросов и мнений ощутимо повысилась. Постепенно вопросы разделились на предметные (например: какое самое большое число?) и внепредметные (почему я люблю свою собаку? почему люди стареют? где родился Карлсон?).
Когда вопросов набиралось значительное количество, отводилось время для специального урока, где ребята добавляли в копилку вопросы и темы, про которые им интересно было бы узнать. Потом учитель классифицировал их по областям знаний. Работа начиналась с уточнений, например: «Почему именно про рыб ты хочешь узнать? Что именно тебе интересно узнать?» Эта работа помогает учителю понять, ситуативен или устойчив интерес ребенка. А школьнику – определиться со своим интересом.
Потребовалось время, чтобы ученики прошли путь от «туалетных» вопросов до вопросов бытия. В ответ на «туалетные» вопросы было развернуто серьезное обсуждение. Это показало ученикам, что взрослые не делят вопросы на «хорошие» и «плохие»: интересно – давайте искать ответ. Пройдя «туалетную» стадию, ребята стали задавать глубокие, интересные и личностные вопросы. Были ученики, которые поначалу вообще не выражали желания узнать о чем бы то ни было. В этой ситуации приходилось ждать и наблюдать. Как правило, терпение вознаграждалось. Например, Рустам во время обсуждений уходил в другую часть класса и лепил. Было впечатление, что он не включен в наши обсуждения. Где-то к середине второго класса он вдруг подошел и говорит: «У меня есть всего два вопроса: зачем человек рождается и почему он умирает?»

В поисках ответов

На уроках «Детских вопросов» мы сначала пробовали отвечать на интересующие ребят вопросы, обращаясь то к одному, то к другому источнику информации. Ученики выдвигали разные версии, пытались их обосновать. Почему у гепарда пятнистая шкура? Почему такс назвали таксами? Все версии оценивались учителем и классом не с точки зрения правильности, а с точки зрения обоснованности. Выделялись сильные стороны обсуждаемой версии.
Ученики 1–2 классов еще не могут самостоятельно удерживать и углублять свой вопрос, поэтому коллективное обсуждение дает им пример и опыт разворачивания вопроса и поиска ответов.
Только после появления своего мнения у ученика учитель предлагал детям спросить у родителей, что они думают по этому поводу. А сами ребята отыскивали информацию по теме в книгах, энциклопедиях, интернете. Если что-то нашел, можешь рассказать одноклассникам.
Традиция работы с вопросами прижилась, и мы перешли к групповому обмену мнениями и коллективному сбору информации. Ученики объединялись для работы по сходным темам: про звезды, животных, камни. Бывало так, что многие ребята увлекались инициативой своего одноклассника. Например, почти месяц класс вслед за идеей Матвея выращивал кристаллы соли.
После коллективного сбора информации дети приступали к оформлению и представлению ее для всего класса, то есть получали опыт реализации своей идеи и представления ее другим. Была группа, изготовившая кукольный театр и сыгравшая спектакль собственного сочинения. Другая делала модель Солнечной системы и запускала ее, рассказывая про планеты.

Маленькие исследователи

Наращивая опыт работы со своим образовательным интересом, ребята стали превращать поиск ответа на вопрос в целое исследование и старательно оформлять его результат. Это могли быть макет вулкана, или книжка о происхождении пород собак, или рассказ о своем кролике. Подобная работа тоже требует от ученика некоторых умений: самостоятельно собрать материал, оформить, представить работу. На всех этапах, если нужно, ребенок мог обратиться за помощью к учителю или к родителям.
В конце второго класса дети индивидуально, а не группой представляли свои работы. Вот несколько примеров, как дети работали со своими проектами.
Майя захотела писать историю своей жизни, потом решила узнать историю своего имени и вышла на исследование жизни народов майя. Ходила в библиотеку, но сама материала нашла мало. Обратилась за помощью к учителю. С учителем в школьной библиотеке по крохам собрали материал. Библиотекарь на ночь дал книги. За это время Майя прочитала и нарисовала карту. Сдав книги, по памяти написала текст о жизни народов майя. Текст получился связный, интересный, зрелый. Выступала уверенно, но тихо.
Леша выбрал придумывание ребусов. Сам зашифровал слова. Оформлять помогала мама. Выступал очень уверенно, четко, достойно. Ребятам понравилось разгадывать его ребусы.
Настя стала делать книгу о своей жизни. Она сразу приступила к работе, описав свою жизнь в хронологическом порядке, не боясь смешных и болезненных тем. По работе было видно, что для нее второй класс был трудным. Представляла работу, стесняясь. В оформлении помогала мама.
Андрей сначала хотел делать одновременно несколько видов работ: писать свои истории о Фредди Крюгере, сочинять смешные истории и делать сюрприз всем. После разговора с папой сосредоточился на сюрпризе. А сюрприз – это составление карты старого Томска и написание истории Южного округа Томска. Провел сравнительное описание старого и современного города с датами. В выступлении легко ориентировался по своей карте и четко все рассказывал. Ребятишки так заинтересовались рассказом, что все потянулись к нему.
В результате работы дети получили опыт работы с такими общеучебными умениями, как задавать и формулировать вопрос, высказывать свое мнение, слушать мнение другого, пользоваться разными источниками информации, использовать знания других ребят и взрослых, превращать вопрос в идею проекта и воплощать его, отвечать за свою учебную работу. Родители подключились к индивидуальным интересам детей.
Учителю эта работа помогла включить темы детских вопросов в учебный процесс через рассмотрение отдельных учебных тем, текстовые задачи, тексты для списывания и другие рабочие материалы. И точнее, более предметно говорить с родителями об их ребенке.


Если вы решили попробовать, то

придется не только поощрять детскую активность, но и регулировать родительскую. Есть, конечно, семьи, где детям уделяют недостаточно внимания. Но не меньшую тревогу вызывают те мамы и папы, которые хотят контролировать каждый шаг ребенка, беспрестанно поучают или делают все за него, задавливая детскую самостоятельность и инициативу. Таким родителям можно предложить заняться собственным проектом: сформулировать вопрос, поработать с источниками информации, оформить презентацию. Это, во-первых, продемонстрирует ребенку культурные образцы работы. И во-вторых, они отстанут от ребенка и поймут на собственном опыте, как трудно выполнить подобную работу. Поучая и контролируя, это вряд ли можно прочувствовать.
…нужно заранее оговорить, что помимо самой презентации проекта вы ждете от ребенка рассказа о процессе работы. Как правило, авторы проектов охотно вспоминают, какие трудности им пришлось преодолеть, какие победы над собой одержали. Учитель же непременно добавит, какое значение этот проект имел для всего класса. Можно предположить, какие перспективы он дает для движения самого ребенка. И конечно же ни в коем случае нельзя сравнивать и оценивать, чей проект лучше.

эта форма может быть с успехом продолжена в среднем звене. Ученики третьего-четвертого классов вполне могут обращаться к учителям-предметникам за консультациями. На презентации четвероклассников полезно будет пригласить их будущего классного руководителя и учеников пятых классов. Они близки по возрасту и в то же время зададут обсуждению более высокий уровень. Это, кстати, придаст презентации большую демонстративность, что очень важно для подростков.

не нужно торопить события и форсировать процесс зарождения проектов. На самом начальном этапе хорошо бы посмотреть, насколько устойчив интерес ребенка, действительно ли его интересует эта тема, или она навязана мамой, друзьями. Если у ребенка пока нет собственного интереса, дайте ему созреть, пожить без вопросов. Лучше так, чем формальное, поверхностное участие. Не бойтесь паузы. И будьте внимательны к молчащему пока ребенку. Чтобы помочь ему, нужно замечать малейшее проявление интереса.

не отчаивайтесь и не раздражайтесь, когда ребенок теряет интерес в процессе работы над проектом. Далеко не всегда это проявление лени, несобранности или легкомыслия. Иногда у него опускаются руки оттого, что предстоящая работа кажется непосильной, а трудности – непреодолимыми. Иногда отказ вызывают сущие мелочи, на взгляд взрослого. Вплоть до того, что он не знает, где взять материал для макета. Бывает, что ребенок, проделавший большую трудную работу, оробеет на самом последнем этапе, постесняется выступать с презентацией. В этом случае можно предложить участие родителей или друзей при демонстрации. Одним словом, для каждой трудности придется искать свои способы поддержки.

Рейтинг@Mail.ru