Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2010
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Дашковская Ольга

Учителям не хватает знаний, учебникам – простоты

Что показал первый этап введения «Основ религиозной культуры и светской этики»

В октябре состоялось очередное заседание общественного совета при Минобрнауки, на котором обсуждались предварительные итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Напомним, что в эксперименте, который начался 1 апреля 2010 года, участвуют более 240 тыс. школьников и 15 тыс. учителей из 19 пилотных регионов.

«Серьезных конфликтов и трудностей не зафиксировано»

Членам Общественного совета были розданы материалы социологического опроса, проведенного Минобрнауки в мае 2010 г. с целью выявления отношения к новому курсу учащихся 4 классов, представителей органов исполнительной власти, а также религиозных конфессий пилотных регионов.
В целом результаты опроса обнадеживают: 88,3% школьников отметили, что им интересно изучать новый предмет, 37% сказали, что они обсуждают темы нового курса с родителями, дедушками и бабушками, около 82% выразили желание продолжить изучение новой дисциплины.
В целом поддерживают начинание Минобрнауки и взрослые эксперты. Более 70% опрошенных представителей органов исполнительной власти считают, что ОРКСЭ поможет сформировать уважительное отношение к традиционным российским религиям, 62% надеются, что курс позволит расширить кругозор детей и будет способствовать духовному и культурному развитию детей.
В духовно-нравственную силу курса верят и более 70% представителей религиозных конфессий.
Также вполне оптимистично звучали выступления руководителей двух экспериментальных субъектов РФ – министра образования и науки Красноярского края Вячеслава Башева и начальника Департамента образования Вологодской области Елены Рябовой.
«У нас не было таких родителей, которые возмущались из-за введения нового курса или категорически отказывались его изучать. Хотя вопросы, безусловно, были со стороны всех участников эксперимента», – констатировала Е.Рябова.
«Никаких серьезных конфликтов и трудностей не зафиксировано», – вторил ей В.Башев, по словам которого, «на заседаниях управляющих советов обсуждались правила и условия апробации».
Он также рассказал о том, что в каждой школе, где преподавался курс, проводилось анкетирование родителей. По итогам опроса, в котором приняли участие 4000 человек, 77% одобрили введение ОРКСЭ, 40% респондентов улучшили свое отношение к предмету, и только 2% признались, что они не удовлетворены итогами преподавания.
Однако членов Общественного совета эти благодушные заверения не убедили.

А был ли выбор?

Так, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов усомнился в том, что родителям была предоставлена свобода выбора и что по отношению к ним не применялся административный ресурс.
Также его интересовало, каким образом было организовано преподавание для групп учащихся в том случае, если они выбирали разные модули.
«Максимальное количество модулей – 4 из 6, – отметила Елена Рябова, – и там, где этот выбор сделан, были предоставлены 4 класса и, естественно, 4 преподавателя».
Вячеслав Башев был более откровенен. Он признал, что случаи, когда в одном классе выбирают несколько модулей, единичны. По его словам, как правило, в городских школах класс делится на две группы, в сельской – дифференциации вообще не происходит. В то же время он отверг подозрения по поводу давления на родителей и применения по отношению к ним административного ресурса, поскольку «родители выбирают наименее спорный модуль и убеждают друг друга, что выбрать».
Наименее спорным модулем, по мнению большинства, является «Светская этика». Согласно статистике Минобрнауки, этот модуль предпочли около 44% родителей всех пилотных территорий, а в Красноярском крае и Вологодской области – около 60%.
По мнению Елены Рябовой, «Основы светской этики» выбраны не случайно, поскольку этот предмет «действительно объединяет в себе все другие модули и, по опросам родителей, является наиболее оптимальным». Предложения о переходе на единый интегрированный курс по завершении эксперимента высказывают многие учителя и методисты. Часть специалистов считают целесообразным изучать темы данного курса в рамках обществознания, истории, других предметов.
По словам А.Венедиктова, Красноярский край и Вологодская область – это «благополучные регионы, поскольку «Основы православных культур» здесь выбрали около 20% учащихся, а большинство – нейтральные курсы».
Но есть и другие примеры. Так, в Костромской области около 75% учащихся и родителей предпочли «Основы православной культуры», а 99,6% чеченских школьников – «Основы исламской культуры».
По мнению А.Венедиктова, такие регионы рискуют превратиться в гетто, «в которых будут вырастать дети, не знающие другой культуры».
Опасения своего коллеги в полной мере разделяет и руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер.
Еще в период острых дискуссий, предшествовавших эксперименту по введению ОРКСЭ, он направил Обращение в адрес президента, в котором выступил против этого начинания.
И сейчас, по окончании первого этапа апробации курса, он продолжает настаивать на том, что «разделение детей по идеологическому принципу не способствует воспитанию толерантности, скорее наоборот».

Трудности преподавания

Как считают Рябова и Башев, в данном случае все зависит от учителя: если правильно преподавать, то никаких конфликтов не возникнет.
Однако членов Общественного совета насторожили выводы, сделанные представителями Минобрнауки по итогам первого этапа апробации. Так, в материалах, розданных участникам дискуссии, черным по белому было написано, что «во всех без исключения регионах выявлены профессиональные дефициты в работе учителя – особенно это касается педагогов начальной школы, – и речь идет об «отсутствии необходимых базовых знаний по религиозным культурам».
В связи с этим у членов Общественного совета возникло много вопросов, которые они адресовали директору Департамента общего образования Елене Низиенко.
По ее словам, «учителя сами говорят, что им не хватает знаний по культурологии, философии, истории, но мы готовы над этим работать и вносить изменения в содержание программ повышения квалификации».
Немало нареканий вызывает и учебно-методическое обеспечение нового курса, в том числе излишне усложненный язык учебных пособий по некоторым модулям.
Так, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, которому было поручено проанализировать учебники по «Основам мировых религиозных культур» и «Светской этике», пришел к выводу, что они «мало приспособлены для школы», слишком сложны для учащихся 4–5 классов и лучше бы подошли для детей более старшего возраста (например, 8–9 классов).
По мнению ученого, «автором такого учебника должен быть популярный в стране человек, который способен простым, доступным языком изложить, что такое хорошо и что такое плохо».
Правда, такого человека, как честно признал А.Чубарьян, «у нас в стране нет».

Не лучше ли факультатив?

Главный вывод, к которому пришли члены Общественного совета по итогам обсуждения, состоит в том, что эксперимент должен остаться в существующих рамках и расширять его нецелесообразно, более того – опасно.
Эту позицию полностью поддержал министр образования и науки Андрей Фурсенко, по словам которого, в этом эксперименте «много подводных камней, и оснований двигаться вперед у нас нет».
Правда, он тут же оговорился, что уже принято решение по включению в список пилотных регионов еще двух – Республики Марий Эл и Ярославской области.
По словам министра, количество учащихся в этих территориях настолько мало, что существенно не повлияет на расширение эксперимента.
Кроме того, председатель Общественного совета, главный редактор журнала «Огонек» Виктор Лошак предложил провести альтернативное независимое социологическое исследование по итогам апробации ОРКСЭ, поскольку анкетирование, организованное Минобрнауки, вызвало у него сомнение.
Как считает В.Лошак, в этом исследовании получили отражение только «те ответы, которые хотели услышать чиновники».
Между тем даже такой опрос дает информацию к размышлению.
Например, отвечая на вопрос о том, в чем могут выражаться отрицательные последствия введения курса, представители органов исполнительной власти пилотных регионов отмечали такие, как принудительное навязывание веры, религии (19,4% опрошенных), обособление представителей разных национальностей и религий (15,5%), формирование замкнутых групп по этническому и религиозному признаку (6,2%).
В то же время на вопрос о том, привлекались ли в вашем регионе к профильной подготовке педагогов для преподавания ОРКСЭ представители религиозных конфессий, почти 35% респондентов ответили утвердительно, 22% затруднились с ответом (или не пожелали открывать карты), и только остальные 43% сказали твердое «нет».
Эти данные свидетельствуют о том, что многие организаторы эксперимента нарушили одно из главных условий – светский характер преподавания курса, а чиновники Минобрнауки проигнорировали эти факты. Видимо, гораздо удобнее убеждать всех в том, что подготовка педагогов осуществлялась исключительно в системе дополнительного профессионального образования.
Однако «шила в мешке не утаишь», и при возникновении первых же серьезных конфликтов вся правда выйдет наружу.
А ведь именно члены Общественного совета с самого начала настаивали на факультативном преподавании основ религиозных культур, справедливо считая, что для обязательного изучения подходят только история мировых религий или «Основы светской этики».
Как уже отмечалось выше, судя по выступлениям руководителей органов управления образованием, к этому выводу приходят многие учителя и методисты.
Эксперимент продлится до 2012 года, и тогда министерству надо будет четко ответить на вопрос о том, следует ли переводить преподавание ОРКСЭ в штатный режим. Посмотрим, какие силы возобладают на этот раз: мнение профессионалов или популистское желание угодить представителям конфессий. Или все пойдет по уже накатанной схеме, и школам придется срочно выполнять поручение президента…

Рейтинг@Mail.ru