Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ


Витковский Анатолий

Проекты. Исследования. Как сделать их привлекательными для учителей?

Секреты успеха школы, которая за несколько лет доросла до краевой опытно-экспериментальной площадки

Наверное, в каждой школе есть учителя, которые имеют хороший потенциал для проектно-исследовательской работы. Однако встать на эту стезю профессионального развития решаются немногие. Что мешает? Прежде всего неуверенность в собственных силах, недостаток специальных знаний, а также равнодушное, а порой и негативное отношение администрации к творческой инициативе коллег. А вот когда администрация целенаправленно создает условия для исследовательской деятельности педагогов, жизнь школы начинает преображаться…

 

И коллектив «забурлил»!

Кажется, еще совсем недавно – всего четыре года назад – в 38-й школе города Читы все было иначе. И слыша об успехах учителей других школ, участвующих «в каких-то проектах, конкурсах», заместитель директора по воспитательной работе Светлана Буянова испытывала сожаление: «Почему же мы не можем представить что-то новое?»
Но как вовлечь учителей в проектно-исследовательскую деятельность? Какие стимулы должны появиться, чтобы эта деятельность стала стартом для повышения профессионального мастерства?
Сегодня на эти вопросы ответы у Светланы Васильевны есть. За прошедшие годы ей при поддержке администрации удалось кардинально изменить отношение педагогов к проектно-исследовательской деятельности. Педагогический коллектив «забурлил», и теперь в различных инновационных проектах принимают участие более 70% учителей школы (подробнее с этими проектами можно ознакомиться на сайте www.proshkolu.ru/). Педагогами-исследователями стали шесть учителей, а школа имеет статусы краевой опытно-экспериментальной площадки «Формирование ценностного отношения школьников к русскому языку» и краевой творческой педагогической лаборатории «Педагогические условия стимулирования участников образовательного процесса».
Какие же секреты создания инновационной среды удалось открыть педагогам 38-й школы?

Беспроигрышный аргумент

Начнем с очевидного: человек начинает заниматься новой деятельностью тогда, когда она ему становится интересной. Значит, первым делом надо вызвать у педагогов интерес к проведению исследований, убедить в необходимости этой работы. И конечно, здесь не обойтись без рационального обоснования значимости и полезности этой деятельности.
Но вот проблема: логически выверенных доводов часто оказывается недостаточно. Им не хватает самоочевидной, неоспоримой, фактичной реальности жизненного опыта, например, опыта наблюдения за успешным профессиональным развитием коллег, которые работают рядом с тобой.

Момент для изменения

К счастью, как мы уже отмечали, в каждой школе есть учителя, склонные к освоению новых педагогических практик.
В 38-й школе первым учителем, который решился заняться опытно-экспериментальной работой, стала Марина Дычко. Она разработала и успешно реализовала авторский проект «Воспитательная система класса на основе НОУ», получив по результатам этой работы статус педагога-исследователя, а участвуя в конкурсе лучших учителей России, выиграла грант в 100 тысяч рублей. История успешного инновационного опыта учителя была широко освещена: на педсовете, на ближайшей научно-практической конференции и городском методическом семинаре. «Ничто не формирует новые профессиональные установки учителя лучше, чем яркий пример, – убеждена С.Буянова. – Надо, чтобы педагоги увидели: подняться на новую ступеньку профессионального развития может каждый. И вот тут важно не упустить момент: в личной беседе с учителем убедить его, что он тоже сможет работать в проектном режиме, и ненавязчиво подбросить варианты тем проекта».
Как правило, выбор темы начинается с анализа текущей ситуации в обучении и воспитании (на уровне класса или школы). Затем результаты анализа сопоставляются с требованиями образовательного стандарта и собственными ожиданиями. Становятся ясны проблемы, требующие решения. После чего наступает следующий этап – поиск идеи для решения проблемы. А идея, в свою очередь, подсказывает тему.
Конечно, подобная работа требует от учителя не только желания попробовать себя в новой практике, но также специальных знаний и умений. Поставить всю опытно-экспериментальную работу на научную основу помогла городская двухгодичная «Школа педагога-исследователя», которую окончили 15 педагогов из числа заинтересованных.

Кто научит учителя?

«Школа педагога-исследователя» нацелена на задачи, без решения которых вовлечь в проектно-исследовательскую деятельность значительную часть педагогического коллектива просто невозможно. Во-первых, на занятиях в этой школе учителя овладевают методологией научной работы. А вторая цель – помочь учителям осмыслить собственные наработки, идеи, проблемы и выявить рациональные зерна, которые могут стать основой для полноценного педагогического исследования.
Ясно, что эффективно решать подобные задачи способен далеко не каждый преподаватель, работающий в сфере повышения квалификации. Здесь требуется человек, который может помочь учителю не только разобраться в методологических тонкостях, но и обрести уверенность в собственных силах.
Занятия в «Школе педагога-ис­следователя» ведет руководитель лаборатории управления развитием образования комитета образования города Читы Владимир Сарапулов («по совместительству» – научный руководитель и консультант инновационных программ 38-й школы).
И, как показывает практика, это обучение дает хорошие результаты. «Если до начала занятий некоторые педагоги высказывали скептическое отношение к учебе, то к завершению двухгодичного курса эти же скептики защитили интереснейшие проекты», – рассказывает Светлана Буянова.
Книга почета школы
Важнейшее условие творческо-поисковой активности учителей – поддержка со стороны школьной администрации. В частности, следует продумать следующие вопросы. Где учителя смогут получить помощь в поиске нужной информации, технических средств, книг, журналов? Как можно расширить поле, в котором происходит обмен инновационным опытом? Как включить педагога в управление образовательным процессом? Как поощрить авторов проектов и исследований?
Что касается последнего аспекта, то в 38-й школе разработана программа, которая так и называется – «Педагогическое стимулирование образовательного процесса». Правда, эта программа предполагает в основном нематериальные стимулы. Но как загораются глаза учителя, когда он узнает, что его материалы размещены на сайте школы (там есть рубрика «Проектно-исследовательская деятельность») или его имя появилось в электронной Книге почета школы!

И тогда все получится!

В заключение хотелось бы обозначить типичные ошибки, которые совершают руководители школ на стадии запуска проектно-исследовательской работы.
По наблюдениям Светланы Буяновой, к ним относится прежде всего желание перенять чей-то хороший опыт без учета особенностей своей школы. Но «под копирку» – прямой путь к неудаче, поскольку «передаются не конкретные исследования и проекты, а идеи».
Вторая распространенная ошибка: стремление развернуть проектно-исследовательскую деятельность без предварительной подготовки педагогического коллектива. Это невозможно, поскольку исследовательская работа требует специальных знаний. Кроме того, школьные администраторы зачастую недооценивают значение анализа и мониторинга, которые позволяют сделать вывод о необходимости и предполагаемой эффективности данной деятельности. Прежде чем что-то внедрять, необходимо ответить на вопрос: какие изменения эти инновации принесут и кому от них будет лучше?
И наконец, следует помнить: достичь успеха в развитии инновационных практик можно только отказавшись от командно-административного стиля руководства. Приказом «назначить» проект нельзя.

Рейтинг@Mail.ru