Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

Школа Лозинга

Чтобы знания стали внутренней ценностью ученика, в основу образования должны быть положены воспитательные задачи

Воспитание социально и интеллектуально активных, инициативных и порядочных людей – так определяют свою миссию педагоги «Школы-комплекса в Лесной Поляне», бывшей 42-й школы города Кемерова. И весь опыт их работы показывает: такое воспитание в школе возможно. Более половины выпускников занимают лидирующие позиции в студенческих организациях, некоторые сами создают новые молодежные движения, инициируют проведение общественных акций, активно включаются в научную деятельность. Есть примеры, когда через несколько лет учебы в вузе выпускники школы уже публикуют собственные работы в научных сборниках и занимают призовые места в конкурсах для специалистов. «А самое главное – наши ребята человечные и открытые», – говорит директор школы Вячеслав Лозинг. Как же устроена школа, в которой достигаются такие замечательные воспитательные эффекты?

Сотворение будущего

Эту школу называют Школой Лозинга, по имени автора педагогического подхода, который в ней реализуется, Вячеслава Лозинга.
На чем основывается этот подход?
Начнем с того, что авторскую школу, нацеленную на воспитание, могут создать только люди, которые ощущают свою причастность к определенным ценностям и у которых есть педагогическая вера в их осуществление. Ведь подлинное воспитание, как писал Симон Соловейчик, – это воспитание духа, воспитание человеческого в человеке. Многое здесь остается непознанным, а значит, всегда будет под вопросом и то, в какой мере средствами педагогики можно «взрастить» в ребенке, положим, порядочность. И чтобы взяться за эту задачу всерьез, необходим особый и сильный внутренний позыв. Необходима вера в то, что Вячеслав Лозинг обозначил как «будущее, которого еще нет, но которое сейчас сознательно строится усилиями педагогов, школьников и родителей». Сознательно – значит, сопоставляя свои усилия с ценностными ориентирами и социальными тенденциями.
Отсюда, из этой веры, проистекает трепетное, можно даже сказать – священное отношение к будущему (во всей взаимосвязанности значений этого слова: будущему детей, школы, страны), которое переносится на всякое планируемое в школе дело и позволяет увидеть в нем множество смыслов. Вот тут-то и открывается путь к воспитательным целям.
Если говорить конкретно, осмысливаются следующие вопросы. Как школьные дела, запланированные на ближайшее время, повлияют на то, что будет происходить в школе через год? Через пять или семь лет? Что это даст выпускникам для их самореализации во взрослой жизни? Как изменится общество через 10–15 лет? «С детьми пытаемся «говорить из будущего», стараемся обсуждать сегодняшние возможности ребят и способы наращивания их личностного потенциала исходя из тех требований, которые могут быть предъявлены к ним за порогом школы», – рассказывает Лозинг.
Это делается для того, чтобы ребенок научился соединять собственные поступки с их отдаленными следствиями, увидел образ себя в будущем.

Светлые цвета

Конечно, вера в силу педагогики не может возникнуть в одночасье. Перед тем как стать директором школы, Вячеслав Рудольфович увлекся и практически осваивал идеи педагогики сотрудничества, овладел методикой проведения коллективных творческих дел, изучил систему развивающего обучения, технологию оргдеятельностных и имитационных игр. Опыт успешного апробирования новых способов работы укрепил уверенность в себе как в педагоге и веру в педагогику. И что очень важно – через подобный опыт прошли многие учителя, которые начали вместе с Вячеславом Лозингом работать в 42-й школе. То есть в школе с самого начала была собрана команда педагогов, объединенных общими педагогическими смыслами и общими ценностями. И это одна из главных предпосылок успеха, поскольку в таком коллективе гораздо легче создается светлая, поддерживающая и творческая атмосфера, которой Вячеслав Рудольфович придает ключевое значение. И не случайно.
Одна из выпускниц рассказала, что вопреки намерениям родителей выбрала эту школу потому, что, однажды оказавшись в ней, увидела «…радостные лица бегающих туда-сюда и чем-то увлеченных детей, психолога, который, разговаривая со мной, мне улыбался. И я почему-то подумала, что именно во мне заинтересована эта школа, и заявила родителям, что пойду только в 42-ю».

Открытие и преодоление культурных норм

С точки зрения Вячеслава Рудольфовича, образование, ориентированное на воспитательные эффекты, принципиально отличается от других процессов: освоения предметных знаний, встраивания подрастающего поколения в профессиональную деятельность, социализации. Воспитание происходит, когда знания становятся внутренней ценностью, а для этого ребенок должен пережить новое знание как событие, затрагивающее глубины его души и что-то меняющее в его духовном мире и в восприятии мира внешнего. То есть должна состояться духовная рефлексия, предполагающая прохождение знания через чувства рефлексирующего. Часто это бывает связано с обретением некого значимого опыта совместного бытия – «со-бытия». Это может быть, например, опыт переживания полноты жизни, которая ощущается во время совместного осуществления какого-то интересного замысла. Роль педагога здесь в том, чтобы создать ситуацию, в которой может случиться такой опыт.
При этом воспитание также включает в себя овладение знаниями как культурными нормами. Но в контексте воспитания это всего лишь один из этапов более широкого и емкого процесса. По определению Вячеслава Лозинга, его суть заключается в том, что «ученики самостоятельно переоткрывают культурные нормы». Поясним, что стоит за словами «переоткрыть культурную норму». Это означает, что учитель не говорит ребенку: эту работу надо организовать так-то и так-то или: в подобных случаях лучше поступать таким-то образом, а дает возможность сначала попробовать что-то сделать самому, отрефлексировать недостатки своих действий и исправить их. А преодоление нормы означает, что по мере ознакомления с различными подходами к одной и той же проблеме (задаче, процессу) норма перестает быть догмой, а становится средством. Например, в старших классах ребята изучают четыре концепции исторического развития: Маркса, Тойнби, Гумилева и Ясперса. Сначала ученик осваивает их, но затем уже сам решает, какой подход лучше применить при осмыслении конкретной проблемы. Таким образом, культурные нормы, по выражению Лозинга, «становятся средствами активного и инициативного человека, а не «ведром» на голове обученного и социализированного».
И еще один принципиальный момент: если в основу образования положены воспитательные задачи, необходимо все время искать новые формы и способы их достижения. Социализация и предметное обучение могут успешно осуществляться за счет отработанных педагогических ходов и алгоритмизированных форм деятельности, а с воспитанием так не получается. «Мы это наблюдали у себя: как только учитель начинает применять какую-то разработку «по второму кругу» – воспитательный эффект пропадает. И это несмотря на то, что у педагога вроде бы все получается, дети демонстрируют хорошие знания, но – не более того. По-настоящему такая работа ребят «не цепляет». И понятно почему: поскольку учителю известны все последующие шаги, то ему не надо ничего осмысливать и понимать, у него, что называется, глаз не горит, а раз учителю неинтересно, то и у детей особого интереса не возникает».

Парадокс «невозможных» задач

Из сказанного выше следует, что технологию образования и воспитания заимствовать нельзя. Педагогический коллектив должен строить ее самостоятельно, потому что в процессе построения она только и существует. Завершить работу по построению такой технологии никогда не удастся, поскольку технологично «производить» активных, инициативных и порядочных людей невозможно. Даже заместив каждую из этих целей рядом более локальных воспитательных задач, трудно рассчитывать на гарантированное, стопроцентное получение результата. Кто-то освоит навыки самостоятельной учебной деятельности в начальной школе, а у кого-то с этим возникнут проблемы. Есть дети, которые с первого класса активно включаются в школьную жизнь, и есть примеры другие: в течение 11 лет ученика никто особенно не видел и не слышал, а в вузе на первом курсе он «вдруг» становится старостой, лидером какого-то проекта. Но как говорит Вячеслав Лозинг, педагогам «надо ставить невозможные цели и задачи. И только тогда мы сможем подойти к ним ближе».

 

Рейтинг@Mail.ru