Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Ключарева Наталья

Центр Веры Линьковой ждет решения властей...

Поддержат ли карельские чиновники уникальный образовательный проект?

В последние годы о самых живых и удачных проектах, обращенных к детям, все чаще приходится писать в прошедшем времени. Вот нечто существовало, люди трудились, изобретали, думали, как лучше, а потом вмешалось государство и либо отняло помещение, либо перекрыло финансирование, либо вообще приняло закон, делающий дальнейшую работу невозможной (так случилось с патронатом). Создается впечатление, будто чиновники, старательно оптимизирующие образовательное пространство, бьют не наугад, а прицельно: закрывается все самое необычное, нескучное и по-настоящему талантливое, а также наиболее продуманные и кропотливо выстроенные проекты, направленные на воспитание самостоятельного и думающего человека. Ситуация с карельским Центром раннего творческого развития, который практически в одиночку создала и два года поддерживала на плаву писательница Вера Линькова, вписывается в ту же печальную схему.

 

Вера Линькова родилась в Казахстане на железнодорожном разъезде Уштобе («Три горы» по-казахски). Ее отец был сослан туда за то, что самовольно отгрузил машину зерна голодающему совхозу. Мама, коренная ленинградка, попала в Уштобе в эвакуацию. Свои первые стихи шестилетняя Вера сочинила на основе маминых рассказов – о блокаде.
После школы Вера из Уштобе поступила в МГУ на факультет журналистики. Потом по распределению попала в Петрозаводск, работала на республиканском радио и телевидении. Когда началась перестройка, Вера, по ее словам, поняла, что перестраивать нужно в первую очередь сознание, а не политический строй. Но взрослые люди в большинстве своем уже неспособны меняться.
И Вера приняла решение – работать с детьми. Она точно знала, что именно нужно делать: раскачивать инерцию восприятия, освобождать мышление из плена стереотипов, в который ребенок попадает при первых же столкновениях с миром взрослых (детсад, начальная школа). Как это сделать? Вера решила использовать методику «Бином фантазии», придуманную Джанни Родари.
Это очень простой и безотказный прием: надо взять два максимально далеких друг от друга понятия и сочинить ситуацию их взаимодействия. Слова для игры предлагают дети. Уже сам факт столкновения двух явлений или вещей, которые в обычной жизни никак не могли бы оказаться рядом, высекает искру воображения. Вера Линькова играет в эту игру уже не с одним поколением детей и говорит, что «Бином фантазии» неизменно вызывает у всех море радости.
Опираясь на идеи Родари и собственные находки, Вера Линькова написала развивающую программу, которая была одобрена Министерством образования. И с 1986 года стала вести литературную студию в Государственной детской республиканской библиотеке в Москве (нынешняя РГДБ). День за днем, открывая все новые возможности арт-педагогики, она нащупывала путь веселого и незаметного для ребенка обучения тем же вещам, что в школе, только без тоскливых упражнений и зубрежки правил.
Вера Линькова придумала для дошкольников и младших школьников методики освоения грамматики, математики и даже физики – с помощью искусства: забавных песен, рисунков, сказочного театра, фантастических стихов. Выпустила сказку-пособие «Алина в царстве Существительном» и несколько альбомов по игровому обучению чтению.
В этих книгах наречия спасают царя Букву, спряжения запрягают сани; там есть старик Нездоровится, злой Ошибочник, сестрицы-частицы и даже пони, собирающая мягкие знаки, потому что «они смягчают душу и жить среди них мягко». Вместо страшных наукообразных определений – понятные, связанные с непосредственным опытом ребенка. Например, «согласные – это звуки, о которые спотыкается язык», «гласные – те, которые хорошо поются».
В своей методике Вера Линькова реабилитирует смех, изгнанный из школьной практики, ведь смешное – питательная среда для детского развития.
– Часто дети, уже соприкоснувшиеся со школой, начинают зажиматься, они боятся, что скажут неправильно и что будет смешно, – говорит Вера Линькова. – А я, напротив, строю занятия на нелепицах. «По пожарной лестнице шла лошадь, читающая газету». И дальше они по этой модели сами с восторгом придумывают. «Во дворе расцвела метла, пугающая пчел». И так, хохоча, осваивают причастные обороты.
Или – игра, помогающая понять, что такое приставка и корень. Берется несколько обычных слов и несколько не сочетающихся с ними приставок, из этого конструктора надо составить нео­логизмы. Вот, например, получился неведомый зверь «закоза». И дальше дети наперегонки сочиняют историю о закозе, которая любила делать заказы и заказала себе сапоги на каблуках, чтобы спрятать копыта и выглядеть как настоящая дама.
Приемы, изобретенные Верой Линьковой, можно перечислять бесконечно – по ее словам, она каждый раз придумывает что-то новое, ведь с детьми нельзя повторяться.
Познание можно превратить в игру, а любую игру, даже самую фантастическую, где действуют марсианские жуки или танк, стреляющий цветами и звездами, – направить так, чтобы добро в ней побеждало, как в сказке. В этом – главная, глубинная задача арт-педагога, считает Вера Линькова.
– Моя цель – выводить на свет, – говорит она. – Так выстраивать сюжет наших сказочных игр, чтобы добро было естественно, чтобы оно выходило из ситуации, где все перемешано, и чтобы они учились видеть его и принимать его сторону.
Детям нравится дурачиться и сочинять, но школа это естественное детское состояние не использует, а подавляет. С ребенка требуют взрослых свойств, которых у него пока нет: усидчивости, четких формулировок, следования правилам. Ребенок не справляется, теряет веру в себя, замыкается и замирает. Арт-педагог может «разморозить» его природные способности, просто поместив в естественную среду обитания, где можно выдумывать все что угодно, без оглядки на то, «как правильно».
– Пусть дети делают то, что у них получается, – говорит Вера Линькова. – «Получается» – волшебное слово. Это ниточка, по которой ребенка вытягивают из «дурака», из «двоечника», из «плохого». Ведь педагогика должна приподнимать его, а не опускать. Но у нас, увы, все наоборот.
Несколько лет назад Вера Линькова вернулась из Москвы обратно в Петрозаводск. И в одиночку организовала Центр раннего творческого развития детей. Название звучит несколько безлико и казенно, однако даже из скупых строк официального отчета о деятельности центра вырисовывается образ чего-то живого и нетривиального.
«Штаб-квартира» центра находилась в Республиканской детско-юношеской библиотеке. Сюда приходили на занятия дошколята и младшеклассники, которых Вера Линькова обучала грамоте по своей веселой методике. Сказки, сочиненные детьми во время занятий, печатались в детской литературной газете «Соломинка», редактором которой была Вера Линькова, а главным художником – ее семилетняя внучка Кристина.
Кстати, Кристина, едва научившись читать, получила в подарок рукописную книгу, которую ее мама сочинила, едва научившись писать. Стихи и рисунки из этой книги тоже публиковались в «Соломинке».
Газета названа так в честь окраины Петрозаводска, микрорайона Соломенное, где живет Вера Линькова. И это далеко не случайный ход. Много сил Вера вкладывала в работу с детьми из отдаленных районов города, где нет вообще никаких детских студий. Часто выезжала и за пределы Петрозаводска, стараясь наладить работу филиалов центра в маленьких карельских городках. Повсюду она искала и находила единомышленников – нестандартно мыслящих педагогов, библиотекарей, воспитателей, обучала их своим методикам, заражала радостным поиском, вдохновляла и поддерживала.
Вера Линькова быстро вовлекла в свою орбиту местных художников, музыкантов, писателей, мастеров народных ремесел. Они тоже стали участвовать в занятиях центра, устраивать экскурсии в свои мастерские и даже, следуя старой традиции, выбирать учеников среди наиболее одаренных в их сфере детей.
Кроме того, центр проводил праздничные уроки в обычных школах. Вера Линькова устраивала сказочные игры на материале только что пройденных правил. По ее словам, для многих школьников, измученных упражнениями и диктантами, после таких уроков русский язык переставал быть самым нелюбимым предметом.
Нередко центр проводил выездные занятия в детских домах и интернатах. Причем эти занятия вели сами дети, ученики Веры Линьковой. Ведь сироты, как правило, с обостренным недоверием воспринимают все, исходящее от взрослых.
Был в центре Веры Линьковой и кукольный театр, где спектакли ставились на карельском и финском языках. И студия «Музыка на выбор», где, прежде чем идти в музыкальную школу, дети могли попробовать поиграть на всех музыкальных инструментах, послушать, как они звучат в руках профессиональных музыкантов, и выбрать, какой им больше нравится.
Центр существовал два года. Вера Линькова работала по договору с Министерством культуры Республики Карелии. Получала смешные деньги, сравнимые, по ее словам, с зарплатой уборщицы. Да и то с перебоями. Например, с мая по август 2009 г. Вере не платили вообще. Когда она стала выяснять почему, ей сказали, что глава республики срочно потребовал у Министерства культуры 20 миллионов на ремонт драмтеатра. Вот министерство и закрыло все остальные проекты. «Но у меня же договор!» – пыталась протестовать Вера. «Не договор, а договорное соглашение», – парировали чиновники.
Дочь Веры Линьковой тоже работала в Центре раннего творческого развития. Так что семья осталась вообще без копейки. Как рассказывает Вера, питались ягодами и грибами из ближайшего леса, благо жили на краю города. В августе минувшего года Вере удалось поймать министра культуры Галину Брун на пороге ведомства и лично передать ей свое заявление и прочие документы, до этого безнадежно оседавшие на секретарских столах. После чего договор продлили и центр опять начал работать. Но продолжалось это недолго.
В начале 2010 года центр закрыли по той же банальной причине: нет денег. Закрываются и районные библиотеки, в которых работали филиалы центра. Всего в республике, по данным местного Союза писателей, за последнее время «оптимизировано» более трети библиотек. Детских литературных студий не осталось вообще ни одной, тогда как раньше при каждой районной газете существовало детское литобъединение.
Но все-таки есть маленькая надежда. Помимо общей тенденции закрытия и урезания расходов действует еще и человеческий фактор. Например, в маленьком карельском городке Питкяранта сменился мэр, и местным энтузиастам удалось «раскрутить» нового главу на проведение в Питкяранте Всероссийского фестиваля детской литературы. В двухэтажный город, куда не ходят поезда, съехались ведущие детские писатели и несколько дней выступали в школах и библиотеках, всегда при полном зале. Мэр согласился сделать фестиваль ежегодным.
День, когда мы по просьбе Веры Линьковой приехали в Петрозаводск, оказался не лучшим временем для интервью с местными чиновниками. Именно в этот день ушел в отставку многолетний глава республики Сергей Катанандов. Видимо, следом сменится и вся администрация, в Министерстве культуры тоже появятся новые люди, и кто знает, может, им, как мэру Питкяранты, понравится делать что-то хорошее для детей? И может, этим хорошим будет открытие центра Веры Линьковой?


Рейтинг@Mail.ru