Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ


Пирог Иван

Откуда берутся лентяи?

Шесть правил традиционной педагогики, которые гарантируют ребенку плохую успеваемость, неряшливость и отлынивание от обязанностей

Многие люди страдают от лени и от того, что не могут достигать своих целей. Моя работа с клиентами дает удручающую картину: всякий раз передо мной человек, которого в семье воспитывали слишком «правильно». Стереотипно, шаблонно. Эту статью я написал в надежде, что новое поколение родителей сможет вырваться за рамки привычных представлений и отнестись к своим детям более гуманно.

Вредные советы, которые принято считать полезными

«Правило» № 1. Каждый ребенок рождается лентяем. Если его не принуждать к труду, инициативу он никогда не проявит. Поэтому необходимо заставлять ребенка делать «через не хочу». Как можно чаще, тогда он привыкнет к принуждению и в конечном итоге станет трудолюбивым и успешным человеком.
«Правило» № 2. Ребенок должен быть послушным. Если ребенок не слушается, необходимо добиться его послушания. Если сказали сделать уроки, убрать в комнате или помыть посуду, он должен выполнить приказание немедленно. В результате такого воспитания ребенок станет трудолюбивым, ответственным и дисциплинированным.
«Правило» № 3. Лучший способ отучить ребенка от нежелательного поведения – это наказания и лишения. Заберите компьютер, и ребенок начнет хорошо учиться. Запретите гулять на улице, и он обязательно извинится за плохое поведение, пообещает исправиться.
«Правило» № 4. С капризами ребенка считаться нельзя ни в коем случае. Если ребенок капризничает, идя против вашей воли, то он просто вредничает. Ясно же: никаких причин для капризов нет, просто он еще не понимает своей пользы. Его следует сразу наказать, без вопросов и выяснений. А то привыкнет вредничать.
«Правило» № 5. Задача родителей – предостеречь ребенка от ошибок. Если ребенок что-то делает неправильно, лучше сообщить ему об этом заранее. Объяснить, что способ, которым он решил достичь своей цели, неверный. Показать ребенку лучший вариант. Таким образом мы поможем ребенку взять от жизни гораздо больше, чем смогли взять сами.
«Правило» № 6. Только высокие требования сделают из ребенка настоящего человека. Надо всеми силами добиваться, чтобы он был послушным, честным, умным, целеустремленным. Он должен хорошо учиться в школе, помогать по дому, уважать старших, заниматься спортом и приносить радость. Об этом надо говорить ему постоянно. Постоянно сравнивать его с более успешными детьми. Постоянно указывать на его недостатки. Это мотивирует стать лучше.

При лабораторном анализе оказывается…

Все эти правила настолько мощны, что применение даже одного из них дает стабильный и надежный результат в воспитании лентяя. Но если вы настойчиво внедряете весь список, успех в деле уничтожения в ребенке собственной личности вам гарантирован.
Из чего я исхожу?
Людям нравится заниматься делами, которые заставляют их переживать приятные эмоции. И наоборот, чем больше негатива связано с конкретным действием, тем меньше желания его делать. Соответственно негативные переживания по отношению к учебе отбивают желание учиться. Если ребенок получил двойку и, возвращаясь домой, мучительно думает: «Родители меня за это накажут», значит, у него «те еще», «правильные» родители. Таким родителям ничего не стоит наказать ребенка и тут же посадить его за уроки. Между тем подсознание быстро устанавливает связь между уроками и такими эмоциями, как подавленность, безысходность, обида и злость, а также ненависть к школе. Но негативные мотивы являются хорошим подспорьем разве что в воспитании будущего лентяя, потому что в большинстве случаев они действуют подавляюще. Особенно подавляет людей сравнение с более успешными: в ребенке укрепляется убежденность, что он хуже других.
В общем, чем больше негатива получает ребенок от родительских нотаций, тем меньше его желание что-то делать. Мы заставляем его мыть посуду – а он не моет или моет из-под палки. Как быть? Замечено: если взрослые вообще никого не заставляют, а делают все сами, дети копируют их поведение и рано или поздно начинают самостоятельно наводить порядок.
Но если ребенок говорит: «Я не знаю, как надо делать» или «Подскажите, с чего начать», значит, у него «правильные» родители, которые чувствуют себя просто великолепно за счет того, что их дети без них шагу не могут ступить. Такие родители в виде приятного бонуса получают возможность передать лень внукам и даже правнукам!
Подводя итоги, скажу: постоянное принуждение порождает внутренний саботаж при одной только мысли, что сейчас предстоит что-то делать. Постоянный контроль вызывает страх сделать что-то не так и отучает ставить собственные цели и искать собственные пути их достижения.
Чему-чему, а настойчивости и целеустремленности так не учат.

Рейтинг@Mail.ru