Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОТКРЫТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА


Витковский Анатолий

Летняя школа. Для стандартных ходов мысли здесь места нет!

Пространство свободных исследований рождает у подростка творческое мышление

В этом году из-за угрозы лесных пожаров были закрыты десятки летних лагерей. И все же многие интересные проекты детского летнего отдыха и образования удалось успешно осуществить. Сегодня мы расскажем о двух замечательных и в то же время очень разных и не похожих друг на друга летних школах.

 

Бегущие по облакам

Посетив сайт летней школы НооГен, вы встретите там только положительные и восторженные отзывы. Еще бы! Эта летняя школа всякий раз проходит в необычном, поразительном месте. Например, в этом году она проводилась в Хакасии, близ озер Иткуль и Шира – на территории, которая, как рассказывают организаторы, отличается «удивительными облаками, точнее, характером их образования. Дело в том, что недалеко проходит граница Кузнецкого Алатау. Там происходит смешивание воздушных масс – облака образуются необыкновенные. Как правило, они появляются из-за горы со стороны озера Иткуль и бегут в сторону озера Шира. Их пронизывает яркое солнце, и они играют всеми цветами радуги. Кроме того, огромные тени этих облаков бегут по полям, холмам и озерам до самого горизонта…». Эта картина оказывает потрясающее впечатление на каждого прибывшего в эти места человека. Отсюда и название летней школы – «Бегущие по облакам».
Хакасия – это территория с солеными озерами, чудесным воздухом, Кузнецким Алатау и Саянами, своеобразной системой пещер и каньонов, уникальной флорой и фауной. Уникальна и культура Хакасии. Этот край многократно завоевывался разными народами. И каждый народ был чему-то научен этой землей.
Правда, с приходом советской власти образ жизни коренного народа был сильно нарушен. Енисей был изуродован ГЭС, и недавняя трагедия на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции – серьезный урок для тех, кто нарушает естественный природный порядок. Стоило ли затевать эти эксперименты, если основная часть электроэнергии поглощается Саянским алюминиевым заводом, источником экологических бедствий Хакасии? Стоило ли ценный горный мраморный массив пускать под автомобильную дорогу до места будущей Саяно-Шушенской ГЭС? Ответы на эти и другие вопросы искали юные участники летней школы.
Вообще образовательная часть программы была очень насыщенной. Так, в этом году базовые категории – пространство, время, природа, культура – осмысливались в контексте информационного общества. Ребята размышляли над важнейшими культурно-антропологическими проблемами: какие вызовы со стороны информационного общества получают традиционный язык и культура? Каким образом человек может сказать о себе в процессе информационного обезличивания? Может ли культурно заявить о себе совсем молодой человек, подросток?
Для тех детей, которые лучше всего учатся через действие (например, изучают химию, делая ракеты из селитры, а физику – конструируя вечный двигатель), а заодно и для всех остальных, в школе НооГен есть проекты.
Это может быть проект парусной телеги (как в произведениях Волкова о Волшебной стране) или постановка балетного спектакля, концепция которого кажется сложной для воплощения даже профессиональным артистам балета. В одной из школ дети и учителя (под руководством, как ни странно, профессионального психолога) клеили из кальки настоящий воздушный шар – монгольфьер (шар, надуваемый горячим воздухом). За день до окончания школы шар благополучно поднялся в воздух и через полтора часа скрылся из виду; никто не видел, когда и где он приземлился. Говорят, что рекорд для «настоящих» монгольфьеров (в Америке) – 20 минут...
Создание и запуск летающего объекта – это возможность принять участие в полном цикле создания эффектного технического решения. Дети самостоятельно выбирают форму и размер своего аппарата. Объекты могут достигать величины больше семиэтажного дома, и это противопоставление классическому представлению о том, что маленькие могут создавать маленькое. Работа над подобными проектами включает в себя и фантазию, и скрупулезность, и аккуратность, и групповую коммуникацию на всех этапах от проектирования до запуска – все это очень востребованные качества в повседневной жизни.
Примечательно, что каждый взрослый, который принимает участие в летней школе НооГен, должен привезти в нее свою мечту, свой проект. Что-то, чего он никогда еще не делал, но очень хотел бы. Приветствуется проект, не связанный с обычной деятельностью человека. Зачем это надо? Чтобы возник коллектив, в котором и ребенок, и взрослый прилагают равные усилия для решения задачи в отличие от классического случая, когда опытный мэтр наставляет молодежь в том, в чем сам уже «собаку съел». Таким образом, летняя школа НооГен – это и педагогика, и воплощение своей мечты, и собственное развитие как личности и как профессионала.
И конечно же, летняя школа НооГен не могла состояться без ее главной изюминки – так называемых ноогеновских задач, которые «переносят» ребенка в непривычную для него реальность, где стандартные мыслительные ходы не работают. Ребятам предлагалось, например: «Построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий», «Построить теорию истории и на ее основе написать историю некогда великого и гордого народа, доселе никогда не существовавшего», «Построить строгую и точную теорию беспорядка»… Работа над такими задачами раскрепощает мышление и придает уверенность в своих интеллектуальных способностях. Вот как об этом написали сами ребята: «НооГен – это то, что помогает думать, творить, развиваться в этом мире и развивать мир в себе». «Там рассматриваются такие сложные и замудрённые задачи, что на них можем найти ответ только МЫ!», «После НооГена я чувствую себя (в школе, дома) очень уверенно!». А вот отзыв мамы: «Школа НооГен – это открытие для меня! А сколько открытий там для ребенка! Я уж не знаю, что там именно делают с детьми, но они возвращаются энергичными, с огромным количеством идей в голове, радостные».
А педагоги отметили, что на летней школе возник чрезвычайно редкий эффект рождения «коллективного разума»: школа начала производить идеи и совершать действия, которые никогда бы не пришли в голову отдельному человеку.

Исследования без границ

В последней декаде июня прошла третья Международная исследовательская школа, инициированная Общероссийским общественным движением творческих педагогов «Исследователь» совместно с Домом научно-технического творчества молодежи (филиал Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества – ДНТТМ МГДД(Ю)Т) и лицеем № 1553 «Лицей на Донской». Это уникальный проект не только для российской, но и для мировой педагогики, поскольку исследовательская школа собрала детей из разных стран и культур. К примеру, в этом году в Россию приехали две большие делегации из Ирана и три – из Мексики.
В отличие от НооГена международная исследовательская школа не ставила цели поменять отношение детей к образованию. Задача школы – развитие исследовательских навыков у школьников, которые уже имеют высокую мотивацию к исследованиям, ориентирование ребят в мире современной науки и техники, а также расширение представлений о других, не похожих на тебя людях, преодоление настороженности в отношении к представителям иных культур.
В международной школе было организовано множество событий, стимулирующих процесс межкультурной коммуникации. Вечер национальных культур, к которому каждая делегация готовила презентацию, посвященную достопримечательностям своей родины, просмотр фильмов, раскрывающих актуальные проблемы человечества и дающих возможность высказать свою точку зрения. Например, документальный фильм чешского антрополога Томаса Риска «Пленники белого бога» поднимает сложные проблемы межкультурного и межрелигиозного взаимодействия традиционных культур Юго-Восточной Азии и Запада. Этот документальный фильм вызвал бурную дискуссию, значимую для всех участников школы – юных и зрелых.
Организаторы отметили, что общение ребят из разных стран происходило все время, а не только в тех ситуациях, которые специально создавались организаторами. И кто знает, вполне может быть, что знакомство увлеченных ребят из разных уголков мира, многие из которых, вероятно, выберут научную стезю, станет первым шагом к появлению в будущем больших международных научных проектов.
Важно отметить, что работа школы была нацелена не только на решение актуальных задач микробиологии, медицины, астрономии, робототехники, но и на помощь людям, попавшим в беду. К примеру, целью одного из проектов было создание протеза для девятилетней девочки, потерявшей обе руки в автокатастрофе.
Примечательно, что для инициаторов все три исследовательские школы были, помимо прочего, временем учебы: они получили бесценный опыт организации групповой работы с детьми, воспитывающимися в разных культурных традициях. И думается, что знакомство с подобным опытом будет интересно многим педагогам. Остановимся на этом подробнее.
При подготовке первой школы организаторы исходили из того, что до запуска исследовательских проектов следует провести множество различных мероприятий на взаимодействие и сплочение, чтобы вначале ребята передружились друг с другом. Однако в процессе работы выяснилось, что эффективнее сразу, буквально на второй-третий день запускать исследовательскую деятельность, поскольку она универсальна в культурологическом плане и способствует сближению представителей различных культур.
Еще один недочет первых школ состоял в том, что не были учтены особенности восприятия людей, воспитанных в разных культурных традициях. Например, российских школьников не смущает, когда на тренингах бывает много телесных контактов, в том числе между девочками и мальчиками, а иранских ребят это напрягает.
Также при организации третьей школы несколько изменилась процедура создания проектных групп. Ребята получили возможность не только заранее познакомиться с предлагаемыми направлениями исследовательской работы, но и посетить презентации различных проектов, задать уточняющие вопросы. А окончательный выбор конкретного направления работы и соответствующей проектной группы совершался уже после презентаций.
Вдобавок к этому были подготовлены команды тьюторов, которые провели тренинговую работу с проектными группами. Эта работа была нацелена на то, чтобы распределение обязанностей внутри группы происходило с учетом индивидуальных особенностей каждого ее члена (мотивации, ожиданий от предстоящего исследования, степени включенности в проблематику проекта, уровня академической подготовленности и других).
Были внесены изменения и в организацию так называемых общих утренних и вечерних действий. Например, уже во второй школе вместо обычной зарядки каждая делегация предлагала свою народную игру и проводила ее.

Рейтинг@Mail.ru