Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2010
Первая тетрадь
Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ


Мнение эксперта

Мы попросили прокомментировать результаты обсуждения директора Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяну Клячко.

Действительно ли образование станет платным?
– Платная образовательная деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях была введена не этим законом, а Законом «Об образовании» 1992 года. Именно там произошло разделение на основные образовательные программы, которые реализуются за бюджетные средства, и дополнительные – платные. И здесь все зависело от политики, проводимой школьной администрацией.
Что касается большей прозрачности, о которой теперь так много говорят, то есть принятые 5 января 2001 г. «Правила оказания дополнительных платных образовательных услуг». В этот документ вносились изменения и дополнения в 2003 г., в 2008 г., регионы и муниципалитеты на основе этого нормативного акта принимали свои положения об оказании дополнительных платных образовательных услуг.
Возможно ли государственное регулирование тарифов на оказание этих услуг?
– Когда государство начнет диктовать ценовую политику в той или иной сфере, то скорее всего, как показывает практика, это приведет либо к снижению качества услуг, либо к тому, что часть заработанных средств уйдет «в тень», и потребитель в том и в другом случае останется в проигрыше. Например, попытка государства отрегулировать цены на лекарства в итоге обернулась их резким удорожанием.
Кроме того, стоимость услуг не может быть единой для всех учреждений, поскольку все зависит от территории, от платежеспособности населения, от конкурентной среды на данном рынке.
В школе вопросом регулирования цен на платные услуги должны заниматься школьные и управляющие советы.
Возможно ли неравенство в распределении средств на содержание тех или иных учреждений и коррупция при формировании чиновниками госзадания?
– Госзадание для школ будет зависеть от двух конкретных факторов: числа учащихся и величины норматива, которая, в свою очередь, определяется стандартом. Если количество школьников зависит от демографической ситуации и от репутации школы, то величина подушевого норматива устанавливается на уровне субъекта РФ ежегодно для разных типов образовательных учреждений (сельских, городских, гимназий, лицеев) с четким обоснованием этих расходов и утверждается местным законодательным собранием с целью формирования бюджета на образование. Так что произвол и неравенство в распределении средств здесь вряд ли возможны.

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru