Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

М.Ю.Чибисова
Психологическая подготовка к ЕГЭ
М.: Генезис, 2009

Экзамен – всегда ситуация стресса. А форма ЕГЭ вызывает еще и дополнительные трудности у выпускников, даже по сравнению с обычным экзаменом. Взрослые, родители и учителя, стремятся помочь ученикам, но не всегда знают, как сделать это максимально эффективно. Автор книги разработала систему психологического сопровождения подростков, сдающих ЕГЭ, и опробовала ее в нескольких московских школах. Начинает она с классификации трудностей. Когнитивные возникают у тех учеников, которые не могут рационально спланировать свою работу: с какой части начинать, сколько времени потратить на каждую. Личностные выражаются в негативных реакциях на саму ситуацию экзамена, таких как тревога, снижение работоспособности. Процессуальные связаны с непривычностью самой формы: заполнение теста, чужое помещение, присутствие незнакомых взрослых, плохая ориентация в своих правах и обязанностях.
Для преодоления всех этих трудностей выпускнику потребуются специальные навыки. Например, преодолеть процессуальные трудности выпускнику, по мнению автора, помогут: «знакомство с процедурой экзамена, навыки работы с тестовыми материалами, умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми, владение способами управления своим состоянием».
После этого автор предлагает разные пути достижения этих задач. Отдельная глава посвящена тем трудностям, которые испытывают дети группы риска: инфантильные, тревожные, неуверенные, перфекционисты, правополушарные, астеничные (одним словом, рискуют практически все). По поводу каждой группы приводятся стратегии психологической поддержки.
Есть в книге и главы, в которых содержатся рекомендации по работе психолога с педагогами и родителями. Значительную часть объема занимают практические материалы: анкеты, тесты, памятки, программы групповых занятий, родительских собраний, семинаров для учителей.

Г.Б.Монина, Е.В.Панасюк
Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников
СПб.: Речь, 2008

Когда ребенок готовится идти в первый класс, родители мобилизуют все свои силы, чтобы дать ему все самое лучшее. И ожидают максимальной отдачи от своих «инвестиций». А ребенок продолжает жить своей детской жизнью и не всегда оправдывает ожидания родных. Как же действовать взрослым, не ломая личности ребенка, в сложный период подготовки к школе?
Ответ на этот вопрос авторы начинают с описания обстановки в семье и возможных трудностей предшкольного периода, когда родители навязывают ребенку свою волю, а тот в попытке защититься манипулирует взрослыми. Чтобы предотвратить эту изматывающую позиционную войну, психологи предлагают родителям задуматься о некоторых вопросах. В частности о том, чего они ожидают от будущей учебы. От ответа на этот вопрос будет зависеть стратегия подготовки, выбор школы, способы взаимодействия с ребенком.
Авторы напоминают, что ожидания педагогов и родителей могут не совпадать с реальными возможностями ребенка. В этом случае нужно не натаскивать его на демонстрацию некоторого объема знаний, а бережно и без насилия развивать все психические сферы дошкольника: эмоциональную, волевую, мотивационную и познавательную. При этом совершенно необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.
Книга написана очень доходчиво, теоретический материал подкрепляется описанием реальных историй. В каждой главе содержатся описания упражнений и рекомендаций, обращенных к родителям.

Рейтинг@Mail.ru