Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА


Казанцев Владимир

Тату и пирсинг – только ли в моде дело?

Специалисты считают, что самоповреждающее поведение – это симптом психологического неблагополучия

Школа и семья – места, в которых происходит превращение ребенка с его органическими склонностями к свободе, смеху, с его спонтанными желаниями – в личность, способную к существованию в социуме. Это своего рода дисциплинарные пространства. Идеальный ребенок – аскет, подвиг которого сопоставим разве что с терпением христианских подвижников. Подчиняя все поступки человека правилам среды, мы искореняем основу свободы, заменяем ее послушанием. Однако существуют непостижимые рационально чувства любви и ненависти, верности и вероломства – их не отменить. Велика потребность в поступках, предполагающих жертву и дар, обиду и прощение… Но если все вокруг к этому глухо?

Неприятно, но факт

Конечно же, это не смертельно: царапание кожи, расчесывание ран, похрустывание суставами пальцев, резание кожи бритвой, битье кулаком о предметы, уколы иголками, самоожоги, сжимание кулаков таким образом, чтобы на коже ладоней остались метки от ногтей. Это не патология. И кто же прошел мимо эпизода «Войны и мира», когда Наташа Ростова, стремясь доказать свою любовь и преданность Соне, приложила к руке раскаленную на огне железную линейку?
Но нам, взрослым, все это не нравится, как-то настораживает: эксперименты с телом, с болью. Зачем это нужно? А психологи фиксируют: такое поведение («самоповреждающее») направлено в первую очередь на освобождение или уменьшение сильных эмоций. Или наоборот: оно связано с ощущением невозможности действовать или чувствовать по-настоящему.
Мамы девочек не понаслышке знают о нарушении пищевого поведения – ради «похудения» дочь совсем перестала есть. Если надолго – анорексия. Психика тоже страдает: «Говорить со мной теперь совершенно не о чем. Я либо просто злая и молчу, потому что голодная, либо совсем злая – и кричу на всех», – делится своими ощущениями 15-летняя поборница модельной внешности.
Юноша, которого, по его словам, «родители совсем задолбали», имеет на запястье многочисленные тончайшие шрамики: «Желание резать кожу бритвой тем сильнее, чем я слабее в ситуации. И боль, кровь – как выход наружу обиды, способ быстро успокоиться».

«Сам виноват!»

Эмоции страха, потери, ощущения своей малоценности и бесполезности, неверие в свои возможности, недоверие к миру – эти переживания, пережитые ребенком в самые ранние годы, не проходят и в подростковом возрасте проявляются сформированностью негативного Я-идеала и негативных моделей поведения. Человек обвиняет в собственных неудачах исключительно себя, игнорируя объективные внешние обстоятельства. И он сам ищет себе наказания.
Если мы хотим помочь такому ребенку, то должны отбросить очень популярное, но совершенно неверное представление о самоповреждающем поведении как средстве привлечения внимания. Наоборот, консультирование показывает, что подростки обычно скрывают такое поведение и предлагают другие объяснения своих ран и шрамов.
Нам же следует задуматься о недостаточной сформированности у ребенка навыков решения проблем; об импульсивности; о высоком уровне безнадежности в отношении своего Я. О социальных факторах в том числе. Как правило, первичный и важнейший из них – условия жизни, исключающие малейшую возможность дать выход гневу и внутреннему протесту.
Механизм совладания
У большинства подростков увлечение тату, пирсингом, попытки порезов и прижиганий проходят, как проходит эпоха беспощадной самокритики (11–15 лет).
В то же время самоповреждающее поведение как своеобразная копинг-реакция может привести к зависимости, создать поведенческую матрицу, позволяющую справляться со стрессом именно таким образом. И большой вопрос – как устранить основной источник самоповреждающего поведения, ненависть к себе?
Когнитивно-поведенческая терапия (коррекция мыслительных установок) – работа специалиста. Однако и близкие люди могут помочь. Увы, уже не родители, которые сформировали паттерн.
Следует, во-первых, объяснить человеку, что с ним происходит. Ведь ничто не является «темным», если выражается открыто, познается и контролируется. Во-вторых, научить противостоять. Первая из преград будет – нежелание принять успех. Ощущение прогресса будет какое-то время отвергаться и даже может преобразиться в еще один источник неудач.
Но получается. Не сразу. Очень постепенно. Только в ситуации искренней доброжелательности. Без намека на подавление. Только через управление с опорой на самоуправление. Разгружается психика, приходит освобождение.
…Соглашусь: в обществе, где именно техники подавления становятся все более изощренными, – картина почти утопическая. Но уж как есть…

Рейтинг@Mail.ru