Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

К.Э.Комаров
«Трудные» дети
М.: Генезис, 2009

Книга написана для сотрудников милиции, в чьи обязанности входит «профилактика асоциального и криминального поведения и создание условия для коррекции отклоняющегося поведения» подростков. Но от этих же задач никто не освобождал и педагогов, ведь мало найдется школ, в которых не сталкивались бы с детьми с той или иной зависимостью, с беглецами из дома, с подростками, страдающими от депрессии. Но педагог, не имеющий профессиональной подготовки, не всегда понимает, как с ними работать.
Сначала возникает опасение, что ориентация на представителей силового ведомства сделает книгу неприемлемой для использования в более гуманной практике, педагогической. Но уже с первых страниц понимаешь, что это не так. И теоретический материал об особенностях внутреннего мира подростков, и практические советы по установлению контактов с ними не подразумевают подавления или манипулирования.
Некоторые психологические выкладки помогают взглянуть на давно известные понятия по-новому. Например, помимо традиционного обзора четырех типов темперамента автор приводит другую классификацию, предложенную американскими психологами. Подробно рассматриваются причины отклоняющегося поведения и возможные пути их преодоления.
Очень полезными могут оказаться советы относительно того, как взаимодействовать с трудными подростками, к которым даже очень опытный учитель не всегда знает, как подступиться.

О.Д.Владимирская
Самообразование: пять шагов
СПб.: НОУ «Экспресс», 2006

«Учить учиться» – так формулируют одну из самых главных педагогических задач современные учителя. И подразумевают под этим довольно расплывчатым слоганом множество умений. В том числе соотносить учебную задачу с имеющимися средствами, ориентироваться в материале, учитывать свои познавательные особенности… Но ставя такие важные и на самом деле необходимые цели, мы подчас забываем о более простых и насущных навыках: умении конспектировать, работать со справочной литературой, составлять план ответа.
Автор, директор школы, работающей в режиме экстерната, особенно хорошо знает эту проблему. Ведь ученики ее школы на самом деле должны уметь учиться самостоятельно в большей степени, чем ребята из обычных школ. Книга родилась из опыта работы с реальными детскими трудностями.
Весь процесс разделен на пять логически и технологически обоснованных шагов-этапов: постановка цели, осмысление собственных мотивов, учет ресурсов, отработка умений, презентация результатов. Кстати, даже бегло ознакомившись с названием глав, понимаешь, почему умение учиться так непросто приживается в массовой школе: первые три шага там не в почете. А весь процесс сводится к последним двум.
Книга обращена к тем, кто сделал первый шаг: «Поскольку учить вы будете себя сами, очень важно оценить свою готовность учиться самостоятельно». И дальше – все очень подробно даже об очевидных умениях. Например, в разделе работы с информацией можно узнать о том, как работать с книгой, со справочниками, с газетным материалом, с графическими источниками (картами, графиками, библиотечными ресурсами, с компьютерными сетями). Так же тщательно проанализированы традиционные школьные формы устных и письменных работ: сообщение, доклад, сочинение, реферат, проект, тест, экзамен. Отдельное внимание уделено таким формам, как резюме и портфолио.
Честно говоря, некоторые разделы можно не только рекомендовать ученикам, но и использовать при подготовке собственных докладов. Или, например, полезно будет прочитать тем, кто не очень уверенно чувствует себя при работе с интернет-источниками.

Рейтинг@Mail.ru