Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Меркулов Филипп

Учебные предметы – разные, умения – общие

Другой взгляд на межпредметные связи

Сегодня никого не надо убеждать в пользе межпредметных связей. Все согласны. Только дело это непростое: программы совпадают далеко не всегда, дополнительного времени на интегративные уроки никто не даст. В лучшем случае удается «пересечься» двум-трем учителям, преподающим смежные предметы. Физики обычно сотрудничают с математиками, а историки – с литераторами. У детей не возникает никакого целостного образа: мир рассыпается на отдельные науки, учебники, задания, никак друг с другом не связанные. Впрочем, выход из ситуации есть – сделать основанием для сотрудничества такие универсальные понятия, операции, которые важны ребенку на любом уроке, при изучении любого раздела программы. К примеру, умение сравнивать.

 

Этап подготовки

Педагоги, работающие с одним классом (параллелью), превращаются в команду, если вместе обсуждают учеников, делятся опытом взаимодействия с конкретными детьми, договариваются о таких совместных мероприятиях, которые были бы полезны для решения проблем данного класса.
Именно в ходе таких обсуждений формулируется ключевая идея на ближайшие недели, месяцы. К примеру, стало очевидным, что ученики плохо сопоставляют объекты: каждый в отдельности понятен, а вот параллели провести не получается.
Шестой класс. История. После Древней Греции изучали Древний Рим. Ребята чувствуют, как много общего у этих двух государств, а сформулировать, в чем сходство, не могут, так же как и выделить принципиальные отличия. На литературе та же картина: в произведении два героя. Про каждого в отдельности рассказать – пожалуйста. А начинают сравнивать – ерунда получается: «один молодой, другой сильный, но оба хорошие».
Остальные предметники соглашаются поработать над умением ребят сравнивать. Сначала просто включить в обычные уроки задания на сопоставление. И время от времени фиксировать внимание учеников на самом процессе: «чтобы сравнить, нужно сначала…», «это корректное (некорректное) сравнение», «а как ты это сравнивал?».

Поиски эталона

Важный элемент сравнения – определение точки отсчета. И инструмента для измерения количественной разницы, если речь идет о точных науках. Большинство ребят прекрасно умеют пользоваться линейкой, весами, часами… Но мало кто задумывается, что в эту минуту он занят сопоставлением определенного предмета с эталоном по какому-то критерию: длина, масса, время.
Предлагаем каждому ученику в рамках проектной деятельности своими руками сделать прибор для измерения чего угодно. В ходе создания собственных конструкций часов и весов (еще популярными оказались приборы для измерения объема, получившие причудливое название «объеметры») ребенок вынужден без конца сравнивать: скорость падения капель в самодельной клепсидре и скорость движения секундной стрелки на циферблате механических часов, вес гирьки из кабинета физики и пятикопеечной монетки, принятой им за «единицу». Сравнивать, уточнять, исправлять…
Завершает процесс парад самодельных приборов, когда каждый изобретатель сравнивает точность собственной модели с аналогичными конструкциями. В качестве эталона выступает современный стандартный механизм. Есть еще возможность обратить внимание экспертов, одноклассников на оригинальность или экологичность замысла, эстетическую привлекательность, легкость в транспортировке… Да мало ли оснований для рекламы «своего детища»!
В конце принято присуждать призы, распределять награды. А тут почти неразрешимая проблема: кому отдать первое место? Самому точному? Самому необычному? Самому красивому? Оказывается, сравнить приборы нетрудно – по разным критериям. А вот лучший выбрать почти невозможно: в разных ситуациях значимыми окажутся разные критерии. Серьезное открытие – с житейской точки зрения.

Концентрированный раствор

Как бы тщательно педагоги ни соблюдали договоренности, обращаясь время от времени на уроках к теме сравнения, ребятам для осознания сути понятия (как универсальной логической операции, очищенной от подробностей той или иной науки, определенного способа познания мира) необходима «сборка». Некая игра, в ходе которой можно будет проявить отработанные умения и выйти на уровень осмысления. Длится такая игра несколько уроков или (в идеале!) один день.
Лучше всего – суббота, чтобы желающие родители тоже могли принять участие. Они станут экспертами, организаторами некоторых заданий, одной из игровых команд, в конце концов, чтобы, решая «школьные» задачки, сравнить умения, знания детей с собственными и вдруг «зауважать» родную дочь, посочувствовать сыну («трудно ему приходится!»).
Схема, в общем, стандартная. Команды (3–4 человека) бегают по «станциям» (кабинеты школы или разные углы актового зала, по 15 минут в каждом), выполняя задания на сравнения, более или менее связанные с конкретными предметами. На каждой станции они получают (конечно, если успешно справляются со всеми трудностями) листочек со словом. Совершив круг, решив все задачки, команды наклеивают на маршрутный лист «заработанные» листочки так, чтобы сложилась последовательность операций, необходимых для культурного сравнения. Например, такая цепочка: постановка задачи – выбор объектов – выбор критериев – сбор информации – сопоставление по критериям – вывод. Количество листочков зависит от количества станций.
Завершается игра выступлением команд, в ходе которого они подробно рассказывают, как на самом деле происходило сравнение на одной из станций. Абстрактные формулировки алгоритма наполняются живым содержанием: «мы сначала подумали…», «потом поняли…», «тут Егор заметил…». Проявлением высшей степени мастерства считается рассказ о собственной неудаче: в каком месте цепочки произошел сбой, помешавший прийти к результату, а значит, получить разумный ответ – и заветный листок.
Необходимость рассказать о том, как ты сравнивал, назвать особенности личного опыта и сопоставить его с обобщенной культурной нормой – это достаточно сложная для школьников понятийная работа, позволяющая соединить разрозненные части учебного процесса и впоследствии перенести выработанное умение в другие сферы деятельности.
Да, наученные предыдущим опытом, ребята уже не поднимают вопроса о дележке призовых мест. Им понятно, что если рассматривать явление объемно, по множеству признаков, то никогда не сумеешь найти первых и последних. Каждый хорош в своем.

На всякий случай

Задания на сравнения можно сформулировать достаточно узко, в рамках одного предмета, а можно придумать такие, которые потребуют привлечения знаний из разных областей, в том числе из личного опыта учеников.

Сравни картинки

С детства знакомое задание, чуть-чуть модифицированное. Берем картинки с изображением параллельных ситуаций. К примеру, строительство дороги в эпоху Римской империи – и в наши дни. Дом римского патриция – и современный особнячок. Гравюра, изображающая Париса, решающего, кому из прекрасных богинь отдать яблоко, – и фотография современного конкурса красоты. Даем возможность ребятам хорошенько их рассмотреть. Каждая команда в течение минуты сравнивает изображения: формулирует три самых существенных отличия и общие черты. Потом ведущий проводит аукцион: команды по очереди высказывают свои идеи. Как на всяком аукционе, побеждают те, у кого останется хоть одна идея в тот момент, когда у всех остальных иссякли. Последний этап – в течение двух минут подготовить речь в защиту одной из эпох, опираясь на доводы, высказанные в течение аукциона. Защитники Древнего Рима укажут, что именно современным строителям или красавицам стоит позаимствовать из опыта былых веков. Любители современности попытаются убедить экспертов (учителей, родителей, старшеклассников) в том, что нет удобнее эпохи, чем наша. В конце концов, мы часто для того и сравниваем объекты, чтобы впоследствии что-то выбрать, исходя из собственных предпочтений.
Кстати, старшеклассники могут помочь педагогам подобрать наглядный материал. Заодно сами вспомнят, как и зачем можно сравнивать.

Страшная математика

Перед командой лежат карточки с длиннющими примерами, там и дроби, и степени, и скобки, и отрицательные числа. Первая реакция: «Ни за что!» Педагог обращает внимание расстроенных ребят на задание: «сравнить с нулем». И кого-то осеняет: ничего считать не придется. Можно просто сопоставить знаки и понять, больше нуля будет итог «километрового» примера или меньше. Минутное дело. Сравнение сильно облегчает жизнь.
Второй пример математического сравнения – сопоставление площадей геометрических фигур. Заметим, дети пока умеют считать только площадь квадрата. А перед ними лежат трапеция и параллелограмм, начерченные на листочках в клеточку. Как сравнить? Идея «отличников», умеющих опираться на пройденный материал, – достроить каждую фигуру до квадрата, посчитать площадь по изученной формуле, а потом вычесть дорисованные треугольнички. Они, естественно, в сумме тоже образуют квадрат. Неплохой вариант, но долгий.
Менее грамотные ученики пытаются накладывать фигуры друг на друга – ничего не понятно. И тут кто-то догадался: можно сосчитать, сколько квадратиков занимает каждая фигура. А чтобы ускорить процесс, вспомним: площадь – это квадратный сантиметр, проще говоря, четыре клеточки сразу. Считать «четверками» быстрее и веселее. Можно их закрашивать, вырезать. Оставшиеся кусочки снова собираем в «квадратные сантиметры» – на клеточки листа. Команда узнает в конце концов, у какой фигуры этих квадратиков больше. Понятия «площадь», «единица измерения» из школьного учебника обретут практический смысл именно благодаря сравнению.

Классификация

Сравнение – основание для распределения объектов на группы. Поэтому предлагаем командам разложить сваленные грудой фотографии на группы, руководствуясь каким-нибудь существенным признаком.
Учитель биологии предлагает, естественно, изображения, связанные с миром природы. Сначала окажется, что все картинки успешно делятся на три группы: растения, грибы и животные – по способу питания. Потом на столе останутся фотографии какой-нибудь одной группы. Скажем, кошки, собаки, львы, шакалы, волки, тигры. Как их сравнить? Единственное значимое различие – способ охоты. Одни привыкли подстерегать добычу и молниеносным броском добиваться цели. Это кошачьи, любого размера и степени кровожадности. Другие – псовые – готовы гоняться за жертвой.
Раскладывая картинки на столе, сравнивая, анализируя, ученики постигают суть научных классификаций. Не кто-то придумал, а я теперь учу, а вполне разумная, понятная структура.
В гуманитарной области возможно аналогичное задание. К примеру, ставим перед командой много-много кувшинов (рисунки тоже подойдут). Их надо классифицировать разными способами. Кто-то обратит внимание на роспись и выделит краснофигурные и чернофигурные сосуды. Кто-то сосредоточится на форме и в одну сторону отодвинет кувшины для вина, а в другую – для благовоний. Получается, в разных ситуациях имеют значение разные основания для сравнения.

Рейтинг@Mail.ru