Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА


Витковский Анатолий

От чего зависит успех школьного сайта?

Лучшие веб-страницы получаются, когда у школы есть внутренняя потребность быть открытой большому миру

С каждым годом все больше школ создают свои сайты. И нередко эти интернет-ресурсы становятся всего лишь формально созданными «местами в Сети», которые по большому счету никому не нужны. Почему так получается?
Очевидно, сайт может быть «живым» только при условии, что сама школьная жизнь насыщена яркими событиями, что в ней есть место творчеству, инициативе, диалогам и дискуссиям. Но, к сожалению, бывает и так, что жизнь в школе проходит интересно, а школьный сайт получается каким-то безликим. Наверное, в этом случае что-то было сделано не так. Но что? Мы обратились за советом к экспертам.

 

Главный вопрос

Большинство экспертов сошлись во мнении, что создание продуктивно работающего сайта начинается с определения его целей и задач.
На начальном этапе, как утверждает кандидат педагогических наук Юрий Ээльмаа, важно дать четкие ответы на следующие вопросы. А нужен ли нам школьный сайт вообще? Есть ли в нашей образовательной практике то, что не может быть реализовано без существования сайта, а если нет, то зачем нам сайт создавать? Что мы получим с появлением сайта и что одновременно с этим утратим?
Конечно, можно поступить проще: составить некий первичный перечень пунктов меню сайта и приступить к программной реализации. Но при таком подходе, по мнению эксперта, исход будет неблагоприятным. Ведь у нас нет ответа на главный вопрос, без которого грамотный школьный сайт существовать не сможет: как уникальность, особенность нашей школы воплотить в сайте, что будет отличать его от десятков и сотен других?

Творческая лаборатория или?..

Цели и задачи школьных сайтов могут быть самыми разными. Заместитель директора по науке екатеринбургской гимназии «Корифей» Мария Калужская среди возможных замыслов сайтов выделяет, например, следующие: творческая лаборатория, коммуникативное пространство, центр виртуального образования для детей и взрослых, экспертно-консультативный центр, проектно-ис­следовательская площадка, школьное СМИ. Но при этом надо понимать, что у каждой такой идеи существуют не только свои сильные стороны, но и свои риски. Предположим, что сайт задуман как коммуникативное пространство. В этом случае существует опасность «утонуть» в море чатов и блогов. А значит, надо непременно установить специальные фильтры. «Ваш сайт – творческая лаборатория? Очень хорошо, но тщательно продумайте, кто и по каким правилам будет в ней работать, – советует Мария Калужская, – чтобы ваши продукты радовали сердца не только их креативным авторам».
Чего хотят «потребители»?
Школьный сайт – это проект. Поэтому работу по его созданию желательно вести в соответствии с правилами управления любым проектом. О первых шагах мы уже сказали – это определение целей и задач, а дальше? «Дальше необходимо собираться инициативной группой (не по приказу начальства, а по проявлению заинтересованности) и вместе формировать видение: каким будет наш сайт? – говорит Мария Калужская. – Какие он сможет удовлетворить потребности? Какие услуги будет предоставлять? Кто его посещает, что ищет? Какие группы и сообщества могут сплотиться вокруг него? Какие сетевые проекты будут реализоваться, какими средствами? С этих вопросов начинается проработка концепции сайта.
Концепция должна раскрыть назначение сайта, разбить общую цель на задачи, направления, которые будут представлены разными разделами: информационными страницами, новостными лентами, библиотеками, форумами…»
«При создании сайта необходимо учесть и проанализировать целый комплекс факторов: кто будет потребителем информации вашего сайта, какая информация может быть интересна ученикам, педагогам, родителям и партнерам школы, что из школьной жизни действительно целесообразно размещать на сайте, какова будет его структура», – дополняет коллегу Юрий Ээльмаа. Подробнее о тонкостях работы с различными группами целевой аудитории (учениками, учителями, родителями, партнерами) можно прочитать в книге Юрия Ээльмаа и Зинаиды Смирновой «Создание школьного сайта: от концепции до воплощения и развития» (М., «Сентябрь», 2008).

Чем «занять» гостя?

«При всей уникальности и неповторимости вашего продукта надо помнить и о том, что есть вещи, которые должны присутствовать у каждого серьезного сайта», – напоминает координатор проекта «Школьный сайт» в городе Казани и Республике Татарстан, начальник отдела Центра информационных технологий Государственного технического университета им. А.Н.Туполева Ирек Сабаев. Какие же это атрибуты? Прежде всего надо учитывать, что сайт – это своего рода визитная карточка школы. А значит, на сайте должна быть соответствующая информация: адрес, устав, история школы, представление педагогов, школьные достижения (отражение всех и всяческих успехов представителей школьного сообщества).
Второй момент: живой сайт потому и живой, что на нем отражены текущие школьные события: новости, объявления, изменения в работе спортивных секций, школьных кружков и клубов, новые диалоги, дискуссии, советы. То есть воспроизведение в режиме on-line реальной событийности школьной жизни: по железному закону «ни дня без новости!».
И наконец, эффективный сайт – это продолжение школьного образовательного процесса. Здесь можно говорить о том, чтобы разместить методические материалы по урокам для тех, кто болеет и может заниматься дома, о возможности самотестирования дома и в школе для проверки своих знаний, о страницах для родителей, позволяющих им разобраться в сложных учебных разделах так, чтобы они могли помочь детям, и о многом-многом другом.
«Все хорошие школьные сайты обязательно являются полноценной частью образовательной программы, – подчеркивает Мария Калужская. – Какую бы миссию (или даже несколько таковых) ни выполнял школьный сайт, он сам должен быть виртуальной школой – со всеми ее коридорами и закоулками, учебными классами, изостудией и актовым залом. Важно, чтобы любой посетитель – родитель, ученик, учитель, чиновник, просто случайный гость (даже в первую очередь он!), приоткрыв дверь, увидел активную и заманчивую деятельность и захотел совершить подробную экскурсию. Поболтать с озабоченными родителями первоклассников, проконсультироваться с психологом, посетить пару уроков, подключиться к выпуску очередной газеты, побывать на премьере школьного спектакля... Надо, чтобы после такой экскурсии наш гость смог унести с собой не только впечатления, но и вполне осязаемые вещи: рекомендации, сценарии, описания технологий, образцы проектных заявок, репортажи, маршруты летних путешествий и т.д. и т.п. Лучшие школьные сайты «прорастают» из внутренней потребности школы в открытости большому миру, в дополнительном и очень мощном способе самопредставления».

Рейтинг@Mail.ru