Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ


Леонтьева Ольга

Пробный ЕГЭ: постараемся уменьшить стресс

Разбор результатов любого промежуточного тестирования нужно проводить по возможности индивидуально

Мы привыкли проводить в конце каждого полугодия различного рода проверки знаний: контрольные работы, тесты, устные опросы. Теперь к ним прибавились и так называемые пробные ЕГЭ, на которых ребята выполняют задания единого экзамена,
но в своей собственной школе. Промежуточное подведение итогов – это же так просто. Но этот этап может с одинаковой успешностью стать как инициирующим учебную активность ребят, так и полностью подавляющим ее...

 

Казнить?

В некоторых школах к пробному ЕГЭ относятся спокойно. Его проводят на обычных занятиях, не привлекая к работе учителей других предметов, не перемешивая классы, не устраивая жесткого контроля. Но так происходит не всегда.
Довольно часто учителя почти полностью моделируют этот экзамен: дети попадают в новые, непривычные для них условия; задания даются не учителем, ведущим данный предмет, а совсем другим педагогом; ведется строжайшее наблюдение за наличием шпаргалок; запрещаются подсказки и любая помощь друг другу. Иногда это приводит не только к неожиданно плохим результатам, но даже к трагедиям. Так, в одной из московских школ в прошлом году девушка покончила с собой после пробного экзамена, так как у нее нашли шпаргалку и сказали, что теперь из-за нее работу будет переписывать весь класс, в котором она и до этого была изгоем.
Мы не станем выяснять, кто был прав в той ситуации, кто – виноват. Вместо этого подумаем, о чем должны помнить учителя, чтобы подобные ситуации не повторялись.
Обычно учитель перед началом пробного экзамена объясняет, что его результаты покажут каждому ученику пробелы в знаниях и умениях, на которые нужно будет обратить особое внимание в следующем полугодии. Мол, экзамен посередине учебного года проводится, чтобы на настоящем экзамене каждый ученик получил хорошие результаты.
А вот после экзамена учителя строят работу очень по-разному.
Рассмотрим две ситуации.
Ситуация первая. Экзамен закончен, объявляются его результаты, которые оказались гораздо хуже, чем все ожидали. Учитель начинает укорять ребят: «Мы полгода занимались, я столько сил на вас потратила, а вы… Ничего не знаете, ничего не умеете! Если и дальше будете продолжать халтурить, напишете на двойки, не получите аттестаты, не поступите в институт! Теперь получите дополнительные задания на каникулы, никакого отдыха!»
Ситуация вторая. Анализируя неожиданно плохие результаты пробного экзамена, педагог успокаивает ребят: «Хорошо, что эту работу вы выполнили сейчас, а не в апреле. У нас еще есть почти пять месяцев, чтобы все исправить. Впереди – каникулы, отдохните как следует, обдумайте свои промахи, соберитесь с силами. Я знаю, у вас точно все получится! А я вам обязательно помогу».
К сожалению, первая ситуация гораздо более типична, чем вторая. В ней учитель, расстроившись не меньше ребят, начинает их запугивать, начисто забыв и о своей профессии (вообще-то именно этот учитель не смог научить ребят на должном уровне, так что ответственность за результаты должна быть разделена между ним и учениками). Хорошо, если его ученики привыкли к таким эмоциональным всплескам и давно не обращают на них никакого внимания. Гораздо хуже, если такую интонацию учитель позволил себе впервые, потому что не в силах бороться со своими собственными страхами единого экзамена.
Во втором случае педагог позиционирует себя как уверенного, сильного и мудрого человека, опираясь на знания и опыт которого его ученики обязательно успешно закончат школу. Хотелось бы просто сказать, что именно так и только так должны реагировать учителя на результаты промежуточной аттестации, и на этом поставить точку. Но не все так просто.
Потому что почти каждый учитель, именно так действующий, может столкнуться с серьезной проблемой: с провоцирующей истерию по поводу будущего экзамена реакцией администрации школы и родителей ребят.

Нельзя!

Ничего страшного, если дети написали работу не так, как хотелось бы и им, и взрослым. Ведь любые тестирующие работы существуют не для того, чтобы подвести итоги, и не для того, чтобы кого-то запугать. Их проводят с одной простой, забытой многими целью: чтобы понять, как лучше работать дальше с каждым учеником, чтобы в результате все справились с экзаменационным заданием.
Однако это не всегда удается, особенно если речь идет о предварительном ЕГЭ. Учителя и рады были бы отнестись к результатам спокойно, но их приходится сдавать администрации школы, которая, в свою очередь, отсылает все полученные данные в городские отделы образования. Количество баллов, набранное одной школой, сравнивается с результатами другой, третьей, четвертой… Кто-то из директоров становится «хорошим» (у него в школе все успешно справились с пробным экзаменом), кто-то – плохим. Директор, конечно, переживает и торопится сообщить о своих эмоциях учителю. А тот, само собой, переносит все на детей.
В результате всем становится только хуже. Ни учитель не начнет лучше работать после того, как ему сказали, что его ученики сдали пробный ЕГЭ хуже, чем другие, ни дети не примутся после этого усиленно заниматься своим образованием.

Помиловать!

Современная система образования создала ситуацию, которая вынуждает учителей относиться к промежуточной аттестации как к итоговой. Но после выпускного экзамена никто не станет обвинять бывших учеников в их неуспехах: в этом нет никакого смысла, работа ведь завершена. А после промежуточного ЕГЭ учителя-предметники фактически вынуждены это делать, потому что результаты, полученные за полугодие, сравниваются и анализируются не только ими, но и различными вышестоящими инстанциями.
Что можно противопоставить такому развитию событий? Только волю педагога и его уверенность в учениках. Даже если все вокруг требуют «довести до сведения» детей и родителей результаты пробного экзамена, этого делать нельзя. Каждый ребенок должен быть уверен, что оставшегося времени ему хватит, чтобы подготовиться к выпускным экзаменам.
Анализ любого промежуточного тестирования нужно проводить очень аккуратно, по возможности – индивидуально. Если у ребят было много одинаковых ошибок, необходимо дать им понять, что это не только их проблема, но и учителя. Над этим предстоит поработать вместе.
И еще раз вспомнить о другой народной мудрости: «Волков бояться – в лес не ходить». А единый государственный экзамен в этом учебном году точно будет, от него не скрыться ни ученикам, ни учителям. И от него, к сожалению, слишком сильно зависит будущая жизнь сегодняшних одиннадцатиклассников.

 

Рейтинг@Mail.ru