Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Капков Сергей

«А почему Лиса не наказали?»

Детское жюри судит строго. И справедливо?

Детских фестивалей – театральных, книжных, кино – в последнее время проводится все больше, и детей все чаще привлекают к разговорам об искусстве в работе детских жюри. И вдруг оказывается: подростки, когда им предстоит вынести вердикт, мгновенно встают на позицию взрослых и судят о произведении «как большие». Пристрастно, дотошно – что называется, без поблажек. Не как они видят, а как на это надо смотреть. Не что чувствуют, а какие чувства это должно вызывать.
Видимо, дело в том, что для наших детей сама ситуация оценивания – взрослая. Соответственно эталоны – не свои. Реакции – подражательные. А ведь сколько ведем разговоров о формировании личной позиции и способности к оценке и самооценке…

Моралисты

Я о ребятах, которые анализировали на кинофестивале в «Орленке» мультфильмы. В жюри номинации «Анимация» собрали 12 человек: 3 мальчика и 9 девочек лет примерно по 12–14 – из Барнаула, Салехарда, Петропавловска-Камчатского, Краснодара... Они предварительно писали рецензии на любимые мультфильмы, на этом основании и выбирались. Главное – мы договорились, что никто за них ничего решать не будет, никакого давления взрослых.
Так вот, дорогие коллеги, если вы думаете, что прекрасно знаете детей и что ваши послания ими хорошо воспринимаются, то вы очень ошибаетесь! Они разобрали примерно 23 мультфильма, и удивительно, как порой расходятся мнения профессионалов и юных зрителей об одной и той же ленте. Многим очень сильным работам дети ставили низкие оценки, а некоторые неудачные ленты типа «Колокольчика» понравились очень. Видимо, предпочтение они отдают внятному сюжету и определенности мысли. Тот же «Колокольчик» – история о том, как появилась традиция звонить в колокола. Зритель попадает в яркий и безмятежный мир цветов, где все радуются друг другу, и похоже, это навсегда. Но однажды приходит зло, и оказывается, что его не остановить, если не найдется тот, для кого не бывает чужой беды…
Претензий к другим масса. «День рождения Алисы» разбили в пух и прах, особенно по части изображения. Делали грамотные замечания и по драматургии, и по разночтению с книгой Булычева, и по анимации. Подмечали нестыковки и даже отсутствие теней у персонажей в отдельных сценах. Но когда посмотрели «Про Федота-стрельца» и «Бабку Ёжку», рейтинг «Алисы» стремительно взлетел. «Федот» не понравился им во всём: пошлыми шутками, уродливыми персонажами, неприличными словами. Я объяснял им, что это сказка Филатова для взрослых, из песни слов не выкинешь, а они задавали резонный вопрос: «А зачем нам его тут показывают?»
В общем, морально-этические критерии для ребят главные. Я даже раз расхохотался, когда в обсуждении «Бабки Ёжки» они дошли до сцены игры в карты, где Дед Мороз и Змей Горыныч резались на игрушки. «Ну, во-первых, Змей Горыныч курит! – возмутились дети. – И он не просто сигарету курит, а именно травку! А Дед Мороз, получается, водится с нечистью?! Новый год он встречает не с детьми, а с Бабой Ягой и остальными злодеями (пусть даже они и добрые). И давайте посмотрим внимательнее: Дед Мороз проигрывает в азартную игру Змею Горынычу подарки, потом замораживает своего соперника и крадет назад проигранные им самим игрушки! Это что за Дед Мороз такой?!»

Гиперответственные

Попробуй поспорь с такими зрителями. То им главный герой «не сильный, не хитрый и не смелый – злодей и то ловчее и смекалистее». То религиозная тема не по нраву, а то «почему это ангелы поют Аллилуйя?!» Плохо, что «козы не похожи на коз» и что «после всего, что мальчик натворил в доме, он еще имеет наглость проситься остаться». Иногда мнения разделялись диаметрально: от оценки 0 до пятерки, от восторга до категорического неприятия. На все пятерки безоговорочно прошло только одно кино – «Про Василия Блаженного».
В «Бабке Ёжке» раскритиковали все: персонажей, сюжеты, анимацию, характеры героев. Вульгарная Кикимора («живет с двумя мужьями сразу»). Зачем-то героиня с каждым новым эпизодом становится моложе, это тоже нехорошо, по мнению ребят.
«Похождения Лиса» тоже ругали: «Почему в итоге Лиса не наказали? За всё, что он натворил, ему так и не воздалось!» Они: Филин безэмоциональный, рыбы такие страшные. Я – о стилистике режиссера, о его предыдущих фильмах… бесполезно!
Уж на что «Про собаку Розку» хорош, а не угодил: «Это разве юмор? Зачем собака постоянно писается? И вообще, в чем тут сюжет? О чем сказка?»
«Смешарики» шли на ура весь фестиваль. Равных им не было. Но как только дело дошло до итогов, дети сказали: мы их отметим, но главный приз давать не будем. Уже старый сериал и много всего получил. Спорили до хрипоты, потому что поклонники «Смешариков» не хотели уступать, но в итоге договорились и отправили их на третью позицию.
А самые низкие оценки получили «Снегур» и новинки Союзмультфильма – предугадать это было совершенно невозможно.

А что у нас со вкусом?

Но у меня не сложилось впечатления, что у детей каша в голове. Более того, они подмечали что-то, на что обычно не обращают внимания. Очень интересные ребята, хотя и повёрнуты на морали.
Может быть, все дело в возрасте, это время формирования норм. Отсюда морализирование и жесткие морально-нравственные установки. Очевидно также, что интерес подростков – приключения и романтика. Нравится фэнтези и все такое: Миядзаки и еще раз он.
А вообще-то не только в возрасте дело. Что-то у детей со вкусом. Он, конечно, испорчен. Но еще не убит. Понравился же им фильм «Пудя», хотя диких восторгов не вызвал. Но что-то их подкупило в этом довольно тонком фильме.
Анимация, режиссура – это все-таки искусство, а не социальный заказ. И тут вот что интересно: детское голосование очень напоминало обсуждения взрослого жюри, в котором только я был аниматором, а остальные пять человек к анимации отношения не имели. Грустно мне оттого, что даже у взрослых культурных творческих людей художественный вкус не развит: им тоже козы не козы, они тоже не готовы воспринимать мир неоднозначным, текучим, абсурдным…

 

Рейтинг@Mail.ru