Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Согласно известной концепции психолога Анатолия Лутошкина, всякий коллектив проходит в своем становлении пять этапов: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус» и «Горящий факел». У каждого этапа свои особенности, которые нужно учитывать педагогу, организующему работу по развитию классного коллектива. А кроме того, на каждом этапе соответственно меняется роль педагога. Каким образом? Об этом статья Ольги Лепневой и Елены Тимошко «Коллектив класса – “Классный коллектив”?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 8 за 2009 год).
Например, на этапе «Мягкая глина», когда у детей еще нет навыков совместной деятельности, роль классного руководителя – лучший слушатель, «штурман» в совете дела, организатор, правоохранитель.
Совершенно иная ситуация на этапе «Горящий факел», когда ученики хорошо осознают не только цели, но и мотивы своей деятельности. Ребятам уже недостаточно успешности только внутриколлективных дел – у них появляется потребность в утверждении общечеловеческих ценностей в различных жизненных ситуациях, в организации социально значимых проектов. И здесь особое значение обретают готовность и способность педагога к работе над собой. Роль педагога на этом этапе можно определить как «нравственный камертон».

В последнее время в педагогической прессе заметно увеличилось количество публикаций о проблемах эмоционального выгорания и хронической усталости учителей. В публикациях приводятся данные опросов, где учителя говорят о повышенной тревожности, апатии, подавленном настроении, нежелании идти на работу. Причины этой негативной тенденции анализирует кандидат психологических наук, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования С.Шингаев в статье «Психологический портрет педагога: взгляд с точки зрения социального здоровья» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 10 за 2009 год).
Автор ссылается на данные специального исследования, проведенного среди педагогов Санкт-Петербурга. Как выяснилось в ходе исследования, сами педагоги считают, что наибольшее влияние в процессе профессиональной деятельности на них оказывают: чрезмерная перегрузка; сильное психоэмоциональное напряжение; отсутствие ясности в оплате труда; взаимоотношения с коллегами по работе; плохое руководство; однообразие выполняемой работы; неритмичная работа («штурмовщина»); конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией; финансовые проблемы. Автор статьи особое внимание обращает на те факторы стресса, источник которых находится во внутренней организации школьной жизни: нереализованные возможности педагогов по управлению своей работой (отсутствие условий для самовыражения и самореализации), характер выполняемой работы (порождающий хроническое психоэмоциональное напряжение); недостатки организационной структуры (стрессогенный стиль управления, неблагополучная морально-психологическая атмосфера в коллективе); давление времени.

Феномен «обожания» любимых педагогов был хорошо известен в дореволюционной России. Однако, как оказалось, и современные школьники нередко проявляют склонность к сентиментальному, идеализированному восприятию учителей. В первую очередь это касается учеников младших классов. Недавно в одной из московских школ было проведено исследование, которое показало, что 42% младших школьников определяют отношение к своему первому учителю как «обожание», 48% – как «любовь» и 80% – как «уважение».
При этом ребята считают, что «самое главное в моей учительнице – это доброта» – 33% опрошенных, «ум» – 19%, «передача знаний» – 16%. Большинству «особенно нравится», когда «ставят пятерки» (31%), а «особенно не нравится», когда учитель «злится, ругает, делает замечания» (51%), отмечает кандидат педагогических наук Ю.Щербина в статье «Феномен школьного «обожания»: от Смольного до наших дней» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 11 за 2009 год). Характерно, что нередко при описании школьниками конфликтных ситуаций строгость ошибочно отождествляется со «злостью», «раздражением» педагога, а доброта часто определяется как «нестрогость» и «терпение непослушания».

Рейтинг@Mail.ru