Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2009
XIII Соловейчиковские чтения
Краткий стенографический отчет

Даллманн-Джонс Энтони

Природа познавательного интереса ребенка

Сегодня мы поговорим о самооценке и самоуважении. Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы кто-то говорил, что это совершенно не важно? Но сегодня мы узнаем, как на самом деле это важно.

Самооценка – это мое мнение о себе, кем я себя считаю. Знаю ли я на самом деле, кто я такой, есть ли во мне что-то, что мне не известно? А если бы оно было мне известно, то я чувствовал бы, что все могу? Что я велик?
Если школа не дает ученику возможности обрести такой потенциал, то зачем нужна школа?
Для меня настоящий учитель тот, кто помогает детям раскрыть их собственное величие, помогает им осознать, насколько они замечательные.
Дети должны знать, что вы заботитесь о них, что вы к ним небезразличны – тогда им будут небезразличны ваши знания.
Завтра мы будем говорить о том, что составляет личностную, артистическую, творческую часть педагога. А сегодня – о научной составляющей профессии учителя. Это очень важная вещь.
И сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие – в путешествие по всей человеческой жизни. Мы посмотрим на жизнь ребенка с точки зрения науки, чтобы вы как педагоги могли понять: когда мы воздействуем на ребенка, то как и для чего мы это делаем.
Сейчас я вам покажу схему развития человека с момента его рождения. Сначала для ребенка не существует ничего, кроме него самого – это чистая, незамутненная личность. Все что я вижу – это я сам. Личность младенца я называю «исходное Я», «исходная личность».
Когда же ребенок чуть подрастет, у него так или иначе возникают два вопроса: кто я и как мне стать собой?
У каждого ребенка тысячи разных свойств. Но известны ему лишь некоторые из них. А именно те, о которых ему говорят близкие, важные для него люди. Наверняка вы слышали: у ребенка глаза матери, или – уши, как у папы. Или у него, как и во всей семье, рыжие волосы. Или – у него слишком большая ступня. А иногда ему говорят: ты слишком часто плачешь…
Кто-нибудь видел фильм «Форрест Гамп»? Помните то место, где он узнает, что у него есть сын? И о чем он беспокоится больше всего в этот момент? Не «тупица» ли сын. Для него это было невероятно важно. Потому что в детстве над ним все смеялись – он был «тупицей»…
Когда рождается ребенок, мы сразу хотим узнать – мальчик или девочка? Но почему, почему нам это так важно знать?
Потому что когда мы знаем пол ребенка, у нас автоматически появляется целый объем характеристик. Мальчик и девочка – это разные линии жизни. Мы сразу можем просчитать весь набор свойств и характеристик, касающихся ребенка, – через них мы определяем ребенка для себя.
Таким же точно образом ребенок получает и ответ на вопрос, кто он такой. Благодаря свойствам, которые окружающие в нем обозначают.
Понятен ли мой тезис о том, что только некоторые, очень немногие свойства ребенка выделяются нами и даются ему в качестве определяющих? Потом это станет очень важным для ребенка. Из этих характеристик образуется то, что в психологии называется концепцией Я. Концепция Я – это все те свойства, которые человек за собой знает. У меня большие ноги, рыжие волосы, я не очень умен, но я быстро бегаю. И так далее.
До сих пор мы просто перечисляли свойства. А следующий уровень – когда мы их оцениваем как в положительную, так и в отрицательную сторону. Рыжий, не очень умный и быстро бегает. Хорошо это или плохо?
В то же время те пять-семь-восемь свойств, которые мы называем, становятся отправной точкой для ребенка. С этого момента он начинает развиваться в сторону тех или других свойств, с учетом их.
Представьте, что у каждого ребенка внутри как будто символические весы. На одной чаше его положительные свойства, на другой – отрицательные. Как он себя видит? Какая чаша перевешивает? Некоторым детям удается достичь баланса. Но все равно – такие весы есть у каждого.
Поэтому мы вернемся к двум невероятно важным вопросам.
Кто я такой? Теперь у ребенка есть ответ на этот вопрос. Я человек с одними только положительными свойствами. Я быстро бегаю – это очень хорошо, я умный – это безусловный плюс, я симпатичный, у меня музыкальный талант – это тоже плюс. Но ребенок может думать – я тупица, я непривлекательный, я очень медленно учусь, меня никто не любит. Это то, что мы называем самоидентификацией.
Вот как она формируется.
Концепция Я – это просто набор свойств. Без оценки их. Самоидентификация – это кто я и плохо это или хорошо. Если мы услышим, как ребенок о себе говорит – я привлекательный, меня любят, я обязательно поступлю в университет, а другой описывает себя – я плохо учусь, меня никто не любит, у меня много проблем, – то мы должны понимать: это то, с чем они живут, то, что они имеют внутри себя. И то, во что они действительно верят. Чем дальше, тем больше. Особенно когда другие, значимые для них люди подтверждают эти свойства. Представьте себе крестик, который прочерчивают карандашом снова и снова и делают его все жирнее.
В этой связи я хочу особо поговорить о детях, которые находятся в зоне риска. Когда дети испытывают насилие в семье или на них не обращают внимания, какой вывод ребенок делает из такого обращения? Я плохой. И он, возможно, не знает, что дело не в нем, а в людях, которые с ним так обращаются.
Здесь мы подходим к самому важному моменту – к тому, как появляется само­оценка. Может быть много разных ситуационных самооценок, но сейчас речь идет об общей самооценке.
Давайте посмотрим, как мы к ней при­шли. Исходное Я, потом возникает вопрос – кто я такой, авторитетные взрослые дают на него ответ, сообщая нам о наших свойствах. Затем, взрослея, мы присоединяемся к тем, кто нас оценивает, и тоже оцениваем себя. Говорят, что вы такой – да, я и правда такой. И вы начинаете в это верить. А это может быть самая большая ложь на свете. Вообще-то вы удивительный. Но вас смогли убедить в том, что у вас ничего никогда не получится. Это как раз и происходит с детьми, которые подвергаются насилию в семье. Практически невозможно добиться высокой самооценки, если вам все время говорят, что вы ни на что не способны.
Но для настоящего учителя очень важно состояние ребенка, важно, как он себя ощущает, прежде чем приниматься за учебу. Может ли учитель изменить самооценку ребенка? Порой кажется, что ничего изменить нельзя: что получилось, то получилось. Но каждый учитель может помочь ребенку вырасти, увеличить его шансы на успех. Это наша профессия и обязанность.
Все что мы должны сделать – вернуться по этой лесенке вниз и шаг за шагом отмечать те черты, которые хороши у ребенка. Нам нужно добавить больше плюсов там, где у него преобладают минусы. Учитель может замечать в ребенке такие черты, о которых он и не подозревает. И усиливать их. Если вы будете так подходить к своим ученикам, как ученые от педагогики, вы сможете у любого ребенка найти положительные свойства. Чтобы он усвоил, что он не плохой, что он хороший человек. И наоборот, свести к минимуму все его отрицательные черты. Это поможет ему повысить самооценку, самоуважение и стать более успешным.


Д-р Энтони Даллманн-Джонс, профессор Педагогического университета Мариан (штат Висконсин, США)

 

Записал Алексей Олейников

Рейтинг@Mail.ru