Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД


Петрова Оксана

Маршрут здоровья для учителя

Восстановить свое физическое состояние можно прямо на рабочем месте!

Традиционно в школах осенью проходят Дни здоровья – естественно, для учеников. Но разве педагоги не нуждаются в том, чтобы об их самочувствии позаботились? Ведь еще не сошел с лиц преподавателей летний загар, а уже появились первые признаки вечной учительской усталости: страшно хочется спать, мешают сосредоточиться голоса мальчишек, играющих в футбол на школьном дворе, раздражают дети, забывшие дома циркули, завуч просто стала невыносимой. Это начало того самого «выгорания», о профилактике которого заговорят психологи ближе к зиме. На самом деле начинать решать проблему нужно уже сейчас...

 

Почему бы однажды не повесить над входом в школу приглашение: «Добро пожаловать в школу перипатетиков»? Образованные люди сразу вспомнят: перипатетики – значит гуляющие.
Школьные психологи предлагают преподавателям пройти по «тропе здоровья», познакомиться с простыми, доступными, несмотря на катастрофическую нехватку времени и денег, приемами поддержания собственных сил. К тому же, не имея опыта работы над собственным физическим и эмоциональным состоянием, педагогам сложно будет воспитать в учениках сознание ценности здоровья, привычку вести здоровый образ жизни.
Маршрут, в отличие от привычных эстафет для детей, не требует резких движений, специальных спортивных навыков.
Первая остановка – «Каноны здоровья»: знакомство с основными заповедями Салернского кодекса здоровья, медицинского трактата XIV века. Можно выбрать какой-нибудь другой поэтичный текст, простыми словами передающий основные законы сохранения здоровья, настраивающий на позитивный лад.
Вторая остановка – «Радуга»: нужно выбрать из множества цветных квадратиков самый приятный глазу. Цветовое предпочтение многое может сказать о состоянии здоровья, о настроении человека.
Затем преподаватели отправляются учиться ходить по-королевски (по прямой линии, касаясь земли подушечкой, которая находится чуть ниже основания большого пальца ноги, и прокатывая массу тела по всем пальцам ноги – от большого до мизинца), тренировать походку и осанку по методике Игоря Моисеева. Оказывается, самый простой и совершенно бесплатный способ тренировки – ходьба по лестницам. Здесь приходится идти почти на носочках, не ударяясь пятками о твердую поверхность, а значит, не нанося вреда позвоночнику, не сотрясая мозг. В большинстве школ три этажа, за день многие учителя получают неплохую нагрузку. Важно только помнить при этом, что не просто так вверх-вниз носишься, а фигуру сохраняешь.
Четвертая остановка – «Оценка количества здоровья». Желающие взвешиваются в медицинском кабинете, измеряют рост, давление, разглядывают разные таблицы, чтобы определить собственный индекс массы тела, заполняют анкеты самодиагностики, чтобы разобраться, против каких болезней нужно бороться в первую очередь. В физкультурном зале педагоги выполняют несложные упражнения для стройности шеи, для уставших ног, для расслабления – крошечный комплекс можно делать сидя хоть в кабинете на перемене, хоть в учительской, хоть на совещании: со стороны почти не будет заметно. Конечно, физкультурники убеждают коллег в необходимости разрабатывать разные группы мышц, закаляться, делать зарядку. Но это программа-максимум, посильная не каждому.
Из спортзала – в кабинет музыки. Сначала нужно улыбнуться, как Будда (большими пальцами оттянуть назад уголки рта, указательными пальцами – уши, уголки глаз – средними пальцами), минуты на две. Мимическое упражнение поднимет настроение, даже если на душе невесело. Теперь – восстановить правильное дыхание (при любом движении, сжимающем грудную клетку, делать носом резкий и сильный вдох), и можно петь. Хотя бы напевать, чтобы успокоиться, стабилизировать внутренний ритм, получить удовольствие.
Последняя остановка – столовая. Необходимо поговорить о здоровом питании, поделиться простыми рецептами (женщины это обожают), что-то приготовить из заранее запасенных продуктов (салатик, окрошку). Поесть уродившихся в этом году яблок (самый полезный фрукт для наших широт!) и, конечно, заварить травяные чаи. Кстати, запас мяты, чабреца, зверобоя, боярышника, тех же сушеных яблок можно хранить в учительской, чтобы педагоги могли на переменах восстановить силы целебным напитком, вдохнуть бодрящий аромат.
Содержание станций и упражнений учительского Дня здоровья меняется в зависимости от возможностей и пристрастий организаторов. Однако им не обойтись без помощников, в роли которых выступят самые активные, легкие на подъем учителя.
Конечно, устроить подобный праздник для преподавателей вместо, скажем, привычного педсовета невозможно без поддержки администрации. Однако директор и завучи так же заинтересованы в пополнении собственных внутренних ресурсов, как и их рядовые сотрудники. К тому же они понимают, что без доброжелательных, уверенных в себе педагогов не создашь хорошей школы. Сегодня у руководителей образования не так много возможностей заманить людей высокими зарплатами, поощрить работников премиями. Но есть методы поощрения не менее эффективные: создать комфортный климат в коллективе, дать людям возможность развиваться, учиться чему-то новому. Старая мудрая истина: детям хорошо в той школе, где хорошо учителям. Тогда и у директора на душе радостнее станет.

 

Рейтинг@Mail.ru