Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Внесем разнообразие в привычный ход урока!

Когда рассеянный класс превращается в чемпионов мира по внимательности

Санкт-Петербургское издательство «Речь» готовит к изданию новую книгу Юрия Гурина «Урок + Игра = Успех». В книге собрано более 100 игр и игровых приемов, которые предназначены для использования на школьных уроках. Эффективность этих игр проверена многолетней практикой их использования. Авторами игр являются более 40 педагогов России и ближнего зарубежья.

Узаконенная шпаргалка (авторы игры – Е.В.Яновицкая и М.Я.Адамский, СПб)

Обычно шпаргалка считается чем-то нехорошим. Ну да, конечно, ведь шпаргалками пользуются для того, чтобы обмануть учителя, не учить материал.
А если учитель, наоборот, разрешит детям делать шпаргалки? И даже попросит их об этом? Ведь для того чтобы подготовить шпаргалку, нужно изучить или хотя бы просмотреть материал, выделить в нем главное, найти фрагменты, трудные для понимания или запоминания, наконец, нужно без ошибок переписать эти фрагменты. Серьезная, однако, работа. И очень полезная и для ученика, который потрудился-таки над изучаемой темой, и для учителя, который теперь будет иметь представление о том, насколько хорошо ученики разобрались в материале. Кому-то ведь шпаргалка не понадобится вовсе, кто-то запишет несколько фраз или формул, а кому-то придется переписать чуть ли не весь параграф…
Возрастная группа. С 10 лет.
Цель. Научить анализировать материал, выделять главное, фиксировать наиболее трудные фрагменты темы; проверить качество усвоения темы; развить инициативность, творческое мышление.
Инвентарь. Изготавливается учениками.
Содержание. Учитель объявляет, что на следующем уроке состоится проверочная работа, на которой можно будет пользоваться шпаргалками. Каждый делает такую шпаргалку, какую хочет. Но можно обойтись и без шпаргалки, ее наличие или отсутствие никак не отразится на оценке. Дети готовят шпаргалки (а на самом деле – индивидуальные учебные пособия, самодельные опорные конспекты) и приносят их на урок. После выполнения работы учитель может организовать выставку шпаргалок. Пусть дети перенимают друг у друга полезный опыт!

Ключи (автор игры – М.Г.Ермолаева, СПб)

Этот игровой прием применяется после работы с достаточно большим объемом информации (например, со сложным текстом).
Возрастная группа. С 8 класса.
Цель. Усвоить изучаемую тему, научить структурировать информацию, развить умение находить в тексте ключевые слова, а также умение восстанавливать текст по ключевым словам; научить работать в группе, отстаивать свою точку зрения.
Продолжительность. От 15 минут.
Подготовка. Класс разбивается на 4 или на 8 групп. Желательно, чтобы обсуждаемые тексты были в каждой группе.
Содержание. Группам дается задание выделить в тексте ключевые слова. Причем количество таких слов у групп разное – 15, 10, 5 и 2. В случае если класс разбит на 8 групп, с одним набором слов работают 2 группы.
После того как группы выбрали ключевые слова, начинается обсуждение. Участники сопоставляют слова, аргументируют свой выбор. В процессе обсуждения можно двигаться как от общего к частному (в этом случае начинают группы, которые выбирали 2 слова), так и наоборот – от частного к общему (в этом случае начинают те, кто выбирал 15 слов).
Ведущий фиксирует называемые слова (например, записывает их на доске).
Жмурки (автор игры – З.Ю.Смирнова, СПб)
Возрастная группа. 5–9 классы.
Цель. Закрепить или проверить усвоение учебного материала, развить навыки работы с методикой осуществления выбо­ра; научить сосредотачиваться.
Предметная область. Без ограничений (приведен пример использования на уроках русского языка).
Продолжительность. От 3 минут.
Подготовка. Игра используется при изучении различных правил, связан­ных с необходимостью выбора одного из двух вариантов. Например, при изучении таких правил орфографии, как правила выбора слитного или раздельного написания, написания одной или двух букв, выбора одной из двух букв. Перед началом игры нужно договориться о движениях, при помощи которых обозначаются оба варианта (неплохо до начала игры потренировать учеников, чтобы они, не задумываясь, выбирали нужный знак-символ). Например, букву О можно показать, соединив концы большого и указательного пальцев, букву А – расставив эти же пальцы и направив их вниз и т.д.
Содержание. Игра начинается с того, что ученики опускают голову на парту, обхватывают голову одной рукой, а другую руку поднимают (ею ребята будут показывать знаки). Такая поза не дает ученикам смотреть друг за другом, обеспечивая тем самым самостоятельность работы каждого; кроме того, поза способствует сосредоточенности, максимальной концентрации внимания. Когда ученики готовы к игре, учитель начинает диктовать слова, а ученики при помощи оговоренных знаков-символов показывают вариант написания. Тот, кто ошибется, выбывает из игры и получает штрафное задание, которое нужно выполнить до окончания игрового круга. Выигравшим считается тот, кто остается в кругу последним.
Рекомендации. В этой игре навык осуществления правильного выбора за­крепляется через движение, скорее даже через некий двигательный символ. После проведения игры ученики, обдумывая правильность того или иного написания, нередко воспроизводят знакомые жесты.

Пароль (автор игры – М.И.Балашов, СПб – Вашингтон)

Возрастная группа. С 4 класса.
Цель. Провести оперативную фронтальную проверку класса на знание учебного материала; обеспечить знание этого материала всеми учениками.
Продолжительность. 1–2 минуты.
Содержание. Учитель встречает ребят, стоя у входа в кабинет. Прежде чем войти в класс, ученики должны произнести «пароль» – какое-либо правило, формулу, закон, продемонстрировать знание учебного материала. Ученики выстраиваются в цепочку. Не знающие «пароля» отправляются в конец очереди. Их задача – оперативно вспомнить, прочитать или узнать у товарищей нужную информацию.
Рекомендации. Особый эффект достигается при проведении игры на уроке с проверочной работой. В этом случае (задания работы заранее за­писаны на доске) знание «пароля» необходимо, с одной стороны, для того, чтобы поскорее начать выполнение заданий, а с другой – для того, чтобы правильно их выполнить.

Мордашки (автор игры – А.А.Гин, Москва)

Возраст. С 1 класса.
Цель. Оперативно оценить эмоционально-психологическое состояние класса; развить навык самоанализа.
Продолжительность. 20 секунд.
Инвентарь. Комплект из трех смайликов для каждого ученика.
Содержание. У каждого ученика есть три карточки с изображением выразительных рожиц – смайликов. Одна рожица веселая, другая грустная, а третья спокойная. Перед началом урока учитель предлагает детям поднять над головой ту карточку, которая больше совпадает с их настроением. Так проводится сверхоперативный мониторинг настроения класса.
Рекомендации. Можно повторить этот тест в конце урока. Сразу станет ясно, как изменилось настроение учеников в ходе урока.
Игры с отметками
Любой компонент урока может быть изменен. И очень часто ученики приветствуют эти изменения. Пожалуй, больше всего они радуются, когда учитель начинает играть с отметками.
Призовые баллы. В ходе урока часто находится повод поощрить учеников (за активность, толковое замечание, хороший вопрос, красивое решение и т.п.), но при этом до классической пятерки их достижения могут и недотягивать. Что делать? Конечно, вводить накопительную систему поощрительных баллов. Называть эти баллы можно по-разному. Экю, плюсами, умниками, звездочками. Главное, чтобы были разработаны понятные критерии «раздачи» этих баллов и система периодической «конвертации» их в обычные отметки.
Антибалда. Дополнение к предыдущей идее. Можно воспользоваться способом, который реализован, в частности, в известной игре «Балда». После каждого поражения игроку приписывается новая буква слова «балда». Проиграл пять раз – и стал этим самым балдой. Только принцип этот нужно применить наоборот. Накапливать буквы какого-нибудь «хорошего» слова – «молодец», «пятерка», «чемпион» и т.п. Буквы даются по тому же принципу, что и призовые баллы. Если у ученика набрался полный комплект букв – учитель как-то реагирует на это. Ставит пятерку, например.
Командная оценка (Е.В.Яновицкая, М.Я.Адамский). Если задание выполняет команда, то даже при обычной пятибалльной системе поставленная кому-нибудь двойка перестает быть синонимом провала. Это уже не отрицательный, а положительный результат, это целых 2 балла, которые пополнят общую копилку команды.
Райтинг (пример из книги А.А.Гина, 2005, автор идеи Е.М.Кожевин). Отметка может быть дробью. В числителе – отметка ученика (ставится учеником после окончания работы и ее самопроверки), в знаменателе – отметка учителя. Название приема происходит от английского слова right (правильно). Прием особенно уместен в период осознания учениками параметров оценки их работ учителем. В процессе осознания и принятия этих параметров в числителе и знаменателе все чаще будут стоять одинаковые цифры. Подобным образом можно оценивать, например, доклады, тренировочные контрольные работы, сочинения, индивидуальные задания.
Замечание. Конечно, мы все понимаем, чем отличаются отметки от оценок. Отметка – это некий значок, символ, отражающий уровень, показанный учеником. Этот символ материален. Оценка – гораздо более широкое понятие. Оценивать можно все что угодно. Прическу, усердие, взаимоотношения… Проявлять свою оценку тоже можно по-разному. Улыбкой, дружеским похлопыванием по плечу, взглядом, жестом, интонацией, замечанием... Отметка – это всего лишь один из способов проявления оценки, не более.

Рейтинг@Mail.ru