Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕРЕВОДИМ ЧАСЫ НА УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ


Куценко Елена

Учитель: сентябрьский стресс

О психологических проблемах первых рабочих недель

Говоря о первых сентябрьских днях, принято упоминать трудности адаптации детей к школе: изменяется режим всей жизни, значительно сокращаются свободное время и возможность выбора. Одним словом, начало учебного года означает отказ от свободы в пользу необходимости.

И учителя по возможности стараются смягчить этот переход, создают ребятам щадящий режим. А сами? Педагоги ведь попадают в ту же ситуацию. Осознают ли они, какие трудности испытывают в первые недели после долгого отпуска?

От свободы к необходимости

К счастью, учительское лето достаточно продолжительно, чтобы отвлечься от вечных школьных проблем, прийти в себя, перестать думать и говорить только об учениках, контрольных и экзаменах. Напряжение постепенно отпускает, и учителя становятся просто заботливыми родителями, гостеприимными хозяевами, увлеченными путешественниками, удачливыми грибниками и огородниками. Меняются взгляд, походка, интонации – как будто панцирь, возникший за прошедшие четыре четверти и затвердевший по школьной мерке, постепенно трескается и сходит слоями.

Но время идет, подходит к концу август, и учитель возвращается в школу. Отдохнувший и набравшийся сил, но отвыкший от жестких рамок и требований. Поэтому первые недели сентября даются ему нелегко.

Судя по отзывам учителей, реакция на этот стресс проявляется у всех по-разному. Некоторые теряют аппетит, другие, наоборот, начинают слишком много есть. У кого-то нарушается ощущение времени: урок тянется непривычно долго, а день проскакивает незаметно, так что успеваешь меньше обычного. Утром никак не проснуться, а вечером невозможно уснуть. Совсем некстати обостряются хронические хвори, о которых вроде удалось забыть летом. И конечно же многих не минует профессиональный ларингит: к концу второй недели сентября половина собравшихся в учительской переговариваются сиплым шепотом.

Этот период вхождения в рабочую колею усугубляется шквалом формальных бумаг, которые требуется составить, заполнить, распечатать и сдать. Срочно-пресрочно! Сию минуту и даже раньше!

Чего боится учитель

Собирая рассказы учителей о первом дне учебного года, можно убедиться в том, что практически ни один не переступает порога школы расслабленно и бестрепетно. Волнуются все, а многих беспокоят еще и страхи.

Молодой учитель, особенно перед встречей с подростковым классом, боится, что не справится, что ребята начнут «проверять» его. Эти опасения вполне оправданны, тем более если молодой коллега занял место любимого учителя. От первой встречи с классом зависят дальнейшие, возможно, многолетние взаимоотношения.

Универсального рецепта «правильного» поведения здесь нет. Единственное, что советуют в подобном случае опытные педагоги, – быть искренним в своих поступках и реакциях, не надувать щеки и не вставать на цыпочки. Ведь фальшь ребята чувствуют сразу и не прощают.

Кстати, малышовые классы потребуют не меньшего внимания. Они, конечно, пока не способны сознательно создавать учителю дополнительные трудности своим поведением. Зато прекрасно с этим справляются спонтанно – из-за детской беспомощности, непонимания школьных требований, растерянности. Поэтому педагогической сноровки они требуют никак не меньше, чем подростки.

Более опытные учителя чаще всего опасаются, и небесновательно, внутренних конфликтов с коллегами и администрацией. Увы, поводы для этого в школе есть всегда: распределение нагрузки и классного руководства, предстоящая аттестация, расписание, при составлении которого невозможно угодить всем в равной степени.

А вот по поводу взаимоотношений с детьми учителя со стажем в пять-семь лет нервничают гораздо меньше других своих коллег. Они довольно хорошо освоили методы работы, уверенно держат дисциплину, из-за чего возникает иллюзия мастерства.

Однако мастерство обычно приходит позже. И сопровождают его, как ни странно, сомнения. Просто послушания и гладко проведенных уроков учителю становится недостаточно. Возникают вопросы о том, что действительно необходимо ребенку, что на самом деле происходит в той или иной ситуации и нельзя ли было развернуть ее по-другому; о соотношении власти и ответственности, об отсроченном результате своей работы… Удивительно, но чем больше учитель набирает мастерства, тем больше вопросов к самому себе у него накапливается. А однозначных ответов нет, как нет и уверенности в своей правоте. К тому же прибавляются мысли о том, хватит ли сил проработать целый год на достойном уровне. Или довести до выпуска подростковый класс.

Поэтому волнуются и сомневаются даже самые маститые. Так же как гениальные актеры перед каждым выходом на сцену.

Может пригодиться

Прежде чем войти в класс

Если у вас совсем нет учительского опыта, хорошо бы до встречи с детьми проделать дома несколько театральных упражнений. Попробуйте прочитать самое простенькое детское стихотворение или даже ряд чисел с разными интонациями: сочувственно, трагически, официально, устало.

Жесты и мимика тоже очень важны для восприятия информации. Поэтому попробуйте без слов вызвать воображаемого ученика к доске, привлечь внимание класса, выразить интерес, сомнение, укоризну, сочувствие. Все это делается не для того, чтобы получше притвориться и играть чужую роль, а для овладения средствами выразительности. Чтобы адекватно донести до учеников свои чувства, мысли и намерения.

Психологи утверждают, что ответную агрессию со стороны ребенка взрослый зачастую вызывает не столько словами, сколько невербальными средствами. Ведь гнев, раздражение, неприятие мы в большей степени демонстрируем интонацией, жестами, мимикой. Даже если при этом произносим вполне корректные замечания. Для контроля за этими средствами выражения своих эмоций можно потренироваться перед зеркалом. Похвалите воображаемого ученика, выразите одобрение – и запомните те жесты, позу, выражение собственного лица, которые увидите. А теперь попробуйте сделать замечание, пожурить за проступок. Как изменились ваша мимика, жестикуляция, тон? Подумайте, можно ли высказать свое недовольство поступком воображаемого собеседника, не демонстрируя агрессии, а значит, не вызывая ответного отторжения. Ведь ваша цель – не выплеснуть раздражение, а добиться понимания. Не так ли?

Работа с аудиторией всегда заключает в себе немножко актерства. Но за время отпуска даже опытные учителя чуть подзабывают этот навык, теряют психологическую гибкость. Для того чтобы ее «размять», восстановить, психологи предлагают одно забавное упражнение, которое делается без посторонних глаз. Напишите на листочках названия нескольких животных, не глядя вытащите один вариант и попробуйте подвигаться  – как жираф или кошка, пингвин или ежик. У вас наверняка получится, даже если вы сначала будете убеждены, что способны имитировать только черепаху.

Как сохранить в себе кусочек лета

Постарайтесь как можно дольше сохранить в себе ощущение бодрости, энергии лета. Мы начинаем думать о последствиях эмоционального выгорания только когда они становятся уже очевидными. Попробуйте отсрочить или совсем предотвратить хроническую усталость, апатию, раздражительность. Пока свежи летние впечатления и воспоминания о радостях жизни, возьмите листок, разделите вертикальной чертой и перечислите слева те занятия, во время которых вы отдыхаете, а справа те, что поднимают вам настроение. Непременно включите их в свое расписание и пообещайте себе не пренебрегать ими ни в коем случае. Ведь выкроить для себя пятнадцать–двадцать минут в день вполне возможно даже при плотном графике.

Первая встреча после каникул

Если вы не первый год работаете с классом и накануне каникул договорились о том, что в сентябре расскажете друг другу о лете, не забудьте взять с собой фотографии, рисунки, открытки, которые проиллюстрируют ваши отпускные приключения. Возможно, многие дети забыли об этом, но после вашего рассказа тоже захотят поделиться впечатлениями. Заодно убедятся в том, что вы соблюдаете договор.

При знакомстве с новым для вас классом первую встречу можно начать с оформления бейджиков. Предложите ребятам нарисовать и вырезать несложную эмблему со своими именем и фамилией. Контур, цвета, очертания шрифта – на выбор автора. Пусть все художественные детали как можно лучше отразят особенности его характера, интересы, увлечения. Для того чтобы разбудить фантазию ребят и уменьшить робость перед новым, непонятным пока учителем, предложите несколько примеров: любители путешествий могут выбрать для своего «герба» силуэт паруса, заядлые компьютерщики – контур мыши, для непоседливых и задиристых подойдет резкий, ломаный шрифт. Одним словом, вариантов множество. Кстати, ребята очень любят, когда учитель присоединяется к ним и делает свою эмблему.

Минут через десять (время оговаривается заранее) все по очереди кратко представляют свои произведения, попутно объясняя, какие самые важные свои качества хотели выразить. В самом конце и у учителя появится возможность в непринужденной форме рассказать о себе, своих увлечениях, об основных своих требованиях (например: «Терпеть не могу, когда ябедничают!»).

Такая форма знакомства позволяет узнать о ребятах довольно много: что считают нужным сказать, как это говорят. Достигается и вполне утилитарная цель: детей с первого же дня могут называть по именам все учителя-предметники. Это обычно облегчает период адаптации для пятиклассников.

По дороге домой

Ко всем учительским нагрузкам обычно присоединяется чувство вины перед собственной семьей, для заботы о которой сил и времени совсем не остается. Чтобы смягчить эту проблему, постарайтесь, выйдя за порог школы, оставить там, за дверью, все профессиональные мысли и заботы. А по пути домой настраивайтесь на домашние дела. Поначалу вы непременно будете ловить себя на том, что тащите за собой шлейф нерешенных учебных ситуаций и конфликтов. Это нормально, сказывается многолетняя привычка. Но ее вполне можно преодолеть, если без раздражения каждый раз сознательно переключаться на «семейные» мысли. Хорошо бы последить и за своим поведением дома: не привносите ли вы туда атмосферу класса и взаимоотношений «ученики–учитель» в общение со своими близкими. Для того чтобы поймать эту тенденцию, можно поиграть со своими детьми, поменявшись с ними ролями и инсценируя обыденные ситуации: утро выходного дня, семейный ужин, утренние сборы. Прислушайтесь к «маминым» интонациям в устах детей. Именно так они видят вас. И пока есть силы после отпуска, все недостатки, отразившиеся в этом «зеркале», можно попытаться исправить.

Рейтинг@Mail.ru