Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Меркулов Филипп

Первый урок по расписанию фантазии

Он может стать вдохновляющим вступлением к учебному году

Первые уроки в году – особенные. От них во многом зависят отношение учеников к предмету, их учебные успехи, то настроение, с которым и педагог, и дети еще долго будут входить в класс. Поэтому в последние дни августа каждый учитель старается придумать что-нибудь необыкновенное для встречи с ребятами после долгой разлуки.

Урок-игра

Переход от каникул к трудовым будням не должен быть слишком резким. Хорошо бы провести первый урок в форме игры. Например, старый любимый КВН. Быстро разделились на команды, получили полушуточные-полуделовые задания. Никаких отметок, никаких упреков за то, что «все забыли и ничего за лето не сделали». Кто-то рисует, кто-то стихи сочиняет, кто-то быстро формулу нужную или правило в учебнике ищет. Вот вам и повторение пройденного, и запас бодрости на пару недель вперед. И возобновление опыта групповой работы, переговоров, принятия совместных решений.

Если осталось несколько минут до конца игры, предложите командам сочинить по частушке. Жанр острый, сатирический. Он позволяет ребятам старые обиды, страхи озвучить, посмеяться над ними и оставить в прошлом.

Урок-путешествие

Сентябрь еще так похож на лето. И можно пока не в классе душном прятаться, а отправиться на прогулку. На вольном воздухе начать знакомство с самой трудной темой года. Конечно, на ходу не объяснишь всякие тонкости и хитрости. Зато яркий образ, ощущение «вхождения» в материал (в прямом и переносном смысле) останется с ребенком до самых итоговых контрольных работ.

Причем такая возможность есть не только у биологов или географов, но и у историков, и даже у словесников. Увидеть, описать краснеющие ягоды рябины, пожелтевшие березы, усыпанную листьями дорожку. Вот и познакомились семиклассники с непонятными причастиями. А «Слово о полку Игореве» станет ближе и понятнее девятому классу, если начать читать поэму у стен старого города, под древними башнями.

Урок общими силами

Мы вечно не успеваем за программой, учебным планом. И с самого начала стараемся сэкономить время. Именно ради экономии времени (и сил) можно провести вводные занятия вместе с преподавателями других предметов, познакомив детей на одном уроке сразу с несколькими темами. И речь не только о традиционном сотрудничестве историков и литераторов. Преподаватели информатики вполне могут скооперироваться с учителями музыки или МХК и обсудить с ребятами особенности различных информационных потоков, специфику их восприятия и обработки.

Урок-лекция

Многие учителя в качестве вводного занятия предлагают ребятам интересную лекцию. С использованием слайдов, иллюстраций, демонстрацией опытов. Яркое зрелище, несомненно, понравится ученикам. Вот только будет ли польза, кроме удовольствия? Дети отвыкли сосредоточенно слушать, конспектировать. Они и писать-то почти разучились за лето. Можно помочь им освоить материал, предложив в конце урока выполнить несложное задание с использованием полученных сведений. Кроссворд решить по теме, соотнести ряд картинок с текстом или расположить их в определенной последовательности.

Конечно, о том, что по итогам лекции придется выполнять определенное задание, учеников стоит предупредить заранее. И лучше разрешить выполнять его в группе, хотя бы в паре. Пусть на первых уроках не будет ребенка, не справившегося с работой.

Урок-концерт

Если педагог работает с классом не первый год, у него наверняка есть группа детей, увлеченных предметом, особенно активных, заинтересованных. Можно предложить им применить свои силы в организации вводного занятия для своего класса (даже для целой параллели). Проблема формулируется предельно широко, чтобы она действительно охватывала весь курс и предоставляла возможность юным сотрудникам выбрать что-то по своему вкусу. К примеру, «История России ХХ века» или «Электричество». Ученики выбирают тему для мини-выступления, на три-четыре минуты (личность, событие, изобретение, забавная подробность). Преподаватель помогает подобрать материал, придумать форму его подачи. Идеальный вариант – объединение докладчиков в небольшие группы. И выступать не так страшно, и больше возможностей для представления разных точек зрения, обзора разных источников.

Как и после лекции, слушателям предлагается выполнить практическое задание, чтобы применить полученные знания.

Урок-копилка

Работу с классом можно начать не с сообщения учителя о том, чем мы должны заниматься весь год, а с выяснения, что интересует ребят в данной предметной области. Нужно только принять как аксиому, что дети – существа любознательные, их на самом деле многое интересует. Наша задача – помочь ребенку проявить, выразить этот интерес. Конечно, нет смысла спрашивать: «А что, Ванечка, тебя увлекает в зоологии (геометрии, экономической географии…)?» Область интереса легче определить, собрав вопросы, на которые ребята хотели бы получить ответы в ходе изучения предмета. Откуда возьмутся эти вопросы? Из обсуждения летних впечатлений, в ходе которого учитель «поймает» перспективные проблемы.

Из перелистывания новеньких учебников, когда дети почему-то начинают углубляться в ту или иную главу, рассматривать какую-то таблицу. Поводом для формулирования вопросов станет наглядный материал, развешанный по стенам кабинета, стоящий на полках шкафов. Разрешите ученикам побродить по классу, всмотреться в стенды, повертеть в руках всякие макеты, прикоснуться к приборам в лаборантской.

Самое главное, составив список вопросов на первом уроке, не успокоиться на этом, а на самом деле вместе с классом заняться поиском ответов. Кто-то таким образом начнет индивидуальное исследование, возможно, сформируется проектная группа. Какая-то проблема станет предметом коллективной работы. И на протяжении четверти (полугодия) учитель будет напоминать ребятам, что они не просто изучают «обязательную программу», но и открывают для себя то, что им на самом деле хочется узнать.

Урок-договор

Когда класс встречается с новым учителем, новым предметом, ребятам важно понять «правила игры»: требования, которые будут к ним предъявлены, критерии оценивания, виды предстоящих работ. Эти вопросы важно обсудить с самого начала, чтобы не возникали потом, в конце четверти, обиды и конфликты. Уделите часть первого урока составлению «трудового соглашения». Конечно, хотелось бы, чтобы договор был двусторонним. Поскольку времени мало и выслушать каждого ученика совершенно невозможно, логично организовать обсуждение по группам, работу с анкетами, составление рейтинговых списков. Тогда время от времени преподаватель сможет в ответ на ворчание ребенка справедливо заметить: «Мы об этом договаривались». Или хотя бы: «Я об этом честно предупреждал(а)».

Урок картографии

На первом уроке важно вспомнить хоть что-то из того, что проходили в прошлом году. И речь не только о пройденном материале, но и о собственных успехах и трудностях. Отличный способ – составление карты «Страны математики (русского или английского языка, химии…)». Можно раздать готовые шаблоны (фигурки, обозначающие темы прошлого года, умения) и предложить детям расположить их на листе в определенном порядке (дальние опасные или заманчивые страны и освоенные земли). Или попросить закрасить разными цветами изображения материков с именами частей речи или химических элементов. Можно дать волю творческому воображению ребенка и закончить урок выставкой разнообразных карт, отражающих представление ученика о предмете и его отношение к нему.

«Зачем мне все это?»

Первый урок – самое время задать себе и детям вопрос: зачем нам вообще нужно изучать физику, информатику, литературу?.. Педагог услышит и банальные ответы (экзамен сдать), и наивные (своим будущим детям помочь учиться в школе), и вполне осмысленные. Наверное, такой урок не поможет ребенку вспомнить таблицу умножения или правило правописания безударных гласных. Зато появится шанс подумать, зачем мы приходим в класс по утрам.

Идеи для...

Конкурс «Что нарисовано?»

Преподаватель химии из Иркутска Татьяна Симоненкова порой организует повторение пройденного в шуточной форме, например, в виде конкурса «Что нарисовано?». Класс разбивается на команды. Одному участнику завязывают глаза, остальные получают по листку с изображением чего-то, связанного с предметом, скажем, тучи, обозначающей формулу воды (Н2О), или колбы с надписью H2SO4, песочных часов (SiO2). Задача команды – объяснить своему невидящему товарищу, что нарисовано на листочке. При этом «слепец» имеет право задавать вопросы, сформулированные так, чтобы на них можно было ответить только словами «да» или «нет». Это проверка не только химических знаний, но и слаженности группы, уровня взаимопонимания.

Трудности перевода

Многие дети испытывают большие трудности с изучением иностранного языка. Столько всего нужно наизусть вызубрить! Преподаватель немецкого языка из Ноябрьска Зинаида Гречишкина на первых же уроках помогает ученикам усвоить, что хорошая память – это еще не все, многое зависит от умения думать, улавливать общий смысл. Сначала она предлагает ребятам прочесть странный и на первый взгляд почти бессмысленный набор букв: «По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдоваь в плоонм бсепордяке. все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом». Обычно с этим заданием радостно справляются все дети. После короткого обсуждения, каким образом классу удалось расшифровать абракадабру, становится очевидно, что не обязательно знать каждое слово, чтобы понять смысл предложения. После такого урока учебник уже не кажется таким непостижимым.

Урок с линейкой

Почти весь курс школьной физики можно вспомнить при помощи обычной линейки. Заодно проверить смекалку, глазомер, умение рассуждать, исследовать, делать разумные выводы. По крайней мере на уроке у преподавателя из Североуральска Светланы Моштылевой. Сначала предлагается нарисовать на доске от руки отрезок длиною в метр. А потом проверить свою интуицию по линейке. Потом нужно догадаться, как при помощи той же линейки взвесить предмет (придется сооружать рычажные весы), воздух в кабинете (оказывается, если измерить объем помещения и посмотреть в справочнике плотность воздуха, можно справиться даже с этой проблемой), давление воды в мензурке, внутреннюю энергию кусочка угля, время падения шарика с парты, жесткость пружины, даже число молекул в железном брусочке и длину световой волны (понадобится еще дифракционная решетка). Наверняка подобный урок, демонстрирующий бесконечные возможности простых предметов в сочетании с человеческой сообразительностью и образованностью, возможен и на других предметах.

Рейтинг@Mail.ru