Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Чтобы ребенок не вешал нос...

...когда на носу учебный год

В августе учителя, дети, родители настраиваются на школьную волну. Оживают надежды и страхи, начинается внутренняя подготовка к предстоящему учебному году. В августе мои ученики нашли меня «В контакте»:

«Как вы живете? Мне уже купили новые школьные принадлежности… Я занимаюсь с папой математикой… Что мне будет, если я прочитал не все книги из списка… Каникулы уже надоели, охота учиться».

И мои мысли переносятся к детям. Конечно, собрать с ребенком новенький портфель, подобрать форму, обувь, подготовить рабочее место – уже настроить его на учебу. Момент хоть и материальный, но психологически очень важный. Вы начали формировать школьное пространство ребенка, делать его привлекательным, мотивирующим. Тут невнимательность и спешка неуместны.

Но, как правило, в августе свое родительское предназначение люди видят в другом. Заставляют детей писать, решать, читать учебники предстоящего года обучения. И в качестве мотивации к этой деятельности используют запугивание: «Вот придешь в школу и погрязнешь в двойках, решай… Новый учитель не будет разбираться в твоем ужасном почерке, переписывай… У тебя плохая память, учи параграфы заранее». Такое неразумное тюканье, может, и очищает родительскую совесть, но ребенку ничего, кроме вреда, не приносит.

Порой родители и сами чувствуют свою неправоту, признаются: «Знаю, что не надо мучить учебой, но ничего, кроме «Маша, пойдем писать», «Маша, надо читать», придумать не могу. Фантазии не хватает, что ли».

На самом деле чаще всего нам не хватает сопричастности детской жизни, отсюда и неумение увлечь ребенка чем-то полезным без насилия. Допустим, для тренировок в чтении и письме можно организовать поиск клада по записочкам с отсылками на страницы книг. Но ведь надо приложить усилия, включить воображение. Гораздо проще приказать: «Будешь читать ровно час!»

В общем, как ни поворачивай тему, а вывод один: механизм насилия мы запускаем из привычного нежелания переживать трудности ребенка, вникать в его проблемы, творчески преобразовывать действительность.

Позиция очень распространенная: мы хотим решить проблему ребенка быстро, одной фразой, не прибегая к осмыслению ситуации. Между тем ребенку транслируется не фраза, а именно позиция. Отношение, среда. Хорошее появляется от хорошего. Успешность – от успешности.

…В преддверии учебного года я не мечтаю о том, что ко мне придут идеальные, мотивированные на учебу дети, которые не забыли ни школьной программы, ни правил поведения. Я размышляю о том, что лично я хочу и могу для них сделать, чтобы они лучше раскрылись, «зазвучали». Думаю, как организовать свою работу по-новому, с пользой и ненавязчиво.

От этого на душе легкость. И мне тоже охота в школу.

Рейтинг@Mail.ru