Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Ключарева Наталья

Театр без барьеров

В Санкт-Петербурге создается уникальная театральная площадка, во всем, начиная от устройства зала и заканчивая содержанием спектаклей, доступная для детей с особыми потребностями

О таких явлениях, как детский интеграционный театр «Куклы», всегда сложно писать. Потому что строятся они, казалось бы, на общеизвестных вещах. Например, на том, что в работе с детьми нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. На первый взгляд – банальность. Но если действительно попытаться создать среду, где всякая деталь работает на педагогический замысел, на выстраивание отношений, возникает особое пространство, которое помогает решить самые разные проблемы детей.

Если бы не случай...

Эта история началась в Петербурге несколько лет назад. Толчком для нее послужила ситуация, в которой наверняка хоть раз оказывался каждый из нас. Две молодые семьи повели детей в кукольный театр. В зрительном зале оказался один ребенок-инвалид.

– Ни папа, ни сама девочка не были рады своей затее, – рассказывает Георгий Чижов, ставший впоследствии исполнительным директором театра «Куклы». – Коляска застревала на каждом шагу. Отцу приходилось складывать ее, брать на руки довольно взрослого уже ребенка, преодолевать очередное препятствие. Сначала – лестница, потом – слишком узкий дверной проем, далее – проход между рядами. Коляска всем мешала, и люди возмущались: мол, сидели бы лучше дома...

Ребенок оказался в центре внимания. Причем внимания совсем не доброжелательного. За взрослыми тут же стали повторять и дети: тыкать пальцами, пересмеиваться, кривляться... А ведь спровоцировали это негативное отношение именно мелочи, незаметные детали пространства, попросту не рассчитанного на зрителя в инвалидной коляске.

И двое очевидцев этой ситуации – Георгий Чижов и Ольга Хохлова – задумались: да, отношение общества к инвалидам надо менять, и для этого что-то должно сдвинуться в сознании каждого из нас. Но каким образом? Возможно, стоит начать с самых элементарных вещей? Например, продумать общую среду обитания таким образом, чтобы она стала одинаково удобной для всех, не превращаясь ни для кого в источник множества мелких унижений.

Идея, казалось бы, лежит на поверхности. Георгий и Ольга решили выяснить, есть ли в Петербурге детские театры, построенные по принципу доступности для всех. Оказалось – ни одного.

И тогда они решили создать такой театр сами. Театр, где бы все дети – здоровые, больные, с любыми диагнозами могли чувствовать себя свободно и радоваться искусству и общению без всяких препятствий и ограничений.

– Устройство нашего государства, нашего общества, нашего города, наших умов, наконец, не дает этим детям никакого шанса, кроме как сидеть в четырех стенах – больницы, интерната или родного дома, – говорит Ольга Хохлова. – То есть их возможности, и без того ограниченные болезнью, оказываются ограничены еще и извне – нами самими. А ведь возможности-то есть у каждого, надо только создать пространство, не подавляющее их, а, наоборот, раскрывающее.

Спектакль для каждого ребенка

Несколько друзей, все в основном молодые, недавние выпускники Петербургской академии театрального искусства, подхватили идею. Так возник детский интеграционный театр «Куклы».

При содействии городских властей, в частности Комитета по культуре, театру удалось получить помещение на улице Дюкло, идеально подходящее для воплощения замысла: на первом этаже, без перепадов высоты, с широкими дверными проемами.

Своими силами актеры и добровольцы отремонтировали подвал, где теперь проходят репетиции. Создано уже два адаптированных спектакля, то есть таких, которые могут с одинаковой радостью смотреть как обычные дети, так и ребята с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также с любым уровнем интеллектуального развития.

– Для актеров это очень интересная с профессиональной точки зрения задача, – объясняет Георгий Чижов. – Как совместить несколько коммуникативных систем? Открытия случаются на каждой репетиции. Например, когда в зале есть слабослышащие и глухие дети, актеры должны с особым вниманием следить за своей мимикой, ведь такие зрители считывают малейшие движения лицевых мышц.

В одном из спектаклей есть сцена, когда актеры переходят на жестовую речь. Тут на несколько секунд уже обычные дети попадают в ситуацию коммуникативного затруднения. Это сделано для того, чтобы они почувствовали, каково их сверстникам с теми или иными нарушениями, и стали немного терпеливее и снисходительнее к ним.

Если среди зрителей есть аутисты, спектакль перемещается со сцены в зал, поскольку с такими детьми необходимо идти путем непосредственного вовлечения их в действие. Однако возможность потрогать живого Пьеро или Петрушку приводит в восторг всех ребят без исключения.

Замысел и реальность

Что касается собственно территории театра, то здесь главная цель – обеспечить детям максимальную самостоятельность. Причем не только больным, но и здоровым. Продумано действительно все, вплоть до мельчайших деталей. Даже раковины в туалете будут специально сделаны ниже, чем обычно, чтобы ребенок (в коляске или просто маленький) мог сам, без посторонней помощи, вымыть руки.

Рядом со зрительным залом – комната отдыха для родителей. Ведь, как объясняет Георгий Чижов, взрослому человеку часто совсем не хочется смотреть «Муху-Цокотуху», а хочется передохнуть, побыть с собой. В обычных театрах это невозможно, а в «Куклах» зрительный зал задуман так, что детей там можно оставлять одних.

Но если родители не могут решиться на такой шаг, то для них предусмотрена специальная скамейка в самом конце зала – чтобы они не загораживали сцену от маленьких зрителей. Кто из нас не помнит это мучительное детское ощущение, когда весь спектакль ерзаешь, выглядывая из-за чьей-то широкой спины. В «Куклах» продумали и это.

Для детей в зале вместо привычных театральных кресел – мягкие пуфы, на которых можно не только сидеть, но и лежать, прыгать, передвигаться с места на место. Ведь часто даже самый интересный спектакль оказывается непоправимо испорчен необходимостью высидеть целый час в одном положении.

Отсутствие кресел решает и проблему колясок – они нигде не застрянут, можно проехать куда угодно. Если по медицинским показаниям ребенку не противопоказано покидать коляску (например, при диагнозе ДЦП), то его можно пересадить на пуфы, а коляску сложить и поставить у стены. Тогда, по словам Георгия Чижова, стирается вообще какая-либо граница между больными и здоровыми: и те и другие полулежат, полусидят на полу кому как удобно.

Однако, увы, это продуманное до мелочей пространство, доброжелательное ко всем без исключения детям, пока существует только в замыслах. Чтобы воплотить их в жизнь, нужно отремонтировать помещение. Своими силами театр «Куклы» провел всю предремонтную подготовку, но остальное требует уже профессиональной работы.

– Это не причуда и не каприз, – объясняет администратор театра Любовь Лебедева. – Подвал мы отремонтировали сами, так как это служебное помещение, но там наверху будут дети, поэтому все должно быть сделано не абы как, а наилучшим образом – это тоже часть замысла.

Сумма, необходимая для завершения ремонта, два миллиона рублей. У театра, где все сотрудники работают «за идею», таких денег, конечно, нет. У возможных спонсоров – тоже: кризис. Гранты на ремонт никто не дает.

– Мы, например, получили грант Комитета по культуре, – рассказывает Любовь Лебедева. – Но это грант на подготовку спектаклей. Мы ни рубля не можем потратить на другие нужды, в частности на ремонт. В итоге ситуация получилась абсурдная: театр есть, актеры есть, спектакли готовы. Но нет сцены.

Пока проблема с ремонтом не решена, актеры сами ездят к своим зрителям. Выступают в интернатах для детей-инвалидов, в приютах, больницах, даже в книжных магазинах. Иногда дают по нескольку спектаклей в день.

И все же главное, ради чего в 2007 году и задумывался интеграционный театр «Куклы», – создание особой площадки, открытой и доступной для всех – пока под вопросом. Более того, если до октября ремонт не будет сделан, театр – по условиям аренды – лишится помещения, ведь оно «не используется по назначению».

– В Петербурге 17 тысяч детей-инвалидов, – говорит Любовь Лебедева.  – Мы однажды подсчитали, что если бы 17 тысяч взрослых здоровых людей подарили театру каждый по 118 рублей, то проблема была бы решена.

Мы можем это сделать!

Однако ситуация с театром «Куклы» не оставляет обычного в таких случаях ощущения безнадежности. Должно быть, потому, что все сотрудники – люди очень молодые и искренне верят в возможность во время кризиса собрать по копейке два миллиона рублей, верят в людей, в себя и свое дело.

– Да, наши дети не умирают, – говорит Ольга Хохлова. – Им не нужны дорогие лекарства, срочные операции, переливания крови. Но они обречены жить. Проживать каждый день своей, возможно, очень долгой жизни. И в наших силах сделать эту жизнь немножечко светлее и радостнее. Именно мы можем это сделать, мы, а не кто-нибудь абстрактный. Потому что кого-нибудь «абстрактного» не существует.

Чтобы привлечь внимание к театру, Любовь Лебедева и Ольга Хохлова записали, по их собственным словам – буквально «на коленке», диск со своими стихами. На презентациях диска в обеих столицах удалось всего за месяц собрать около 800 тысяч рублей. С каждым днем надежда на открытие первого в Петербурге интеграционного детского театра становится все реальнее.

О том, как помочь «Куклам», можно прочитать на сайте театра: http://www.duclo6.ru/.

Спонсор публикации статьи: компания «ProfKresla», являющаяся одним из лидеров по поставке, установке и подбору кресел и стульев для кинотеатров, конференц-залов, учебных аудиторий, актовых залов, залов ожидания и театров. Мебель, предлагаемая компанией, предназначена для общественного использования, поэтому она должна выдерживать большие нагрузки, быть антивандальной и немаркой, и при производстве театральных кресел или стульев для актовых залов должны использоваться специальные материалы, имеющие высокую износостойкость и отвечающие всем требованиям безопасности. При этом смотреть спектакль или фильм, слушать лекцию или концерт симфонической музыки в этих креслах должно быть комфортно. Можете быть уверены, вся мебель, представленная на сайте profkresla.ru, отвечает этим требованиям – она отличается высоким качеством, долговечностью, современным дизайном и удобством. Добавьте к этому весьма привлекательные цены, и Вы поймете, что за креслами и стульями надо обращаться в «ProfKresla».

Рейтинг@Mail.ru